Сергей Таскаев: В трансформации челябинских вузов поставлены амбициозные задачи

Почему вузы вынуждены не отчислять двоечников, как именно ЕГЭ ухудшает качество подготовки абитуриентов, и что делается в Челябинской области для преодоления кризиса в системе высшего образования – в своей авторской колонке на "Полит74" рассуждает Сергей Таскаев, ректор Челябинского государственного университета, доктор физико-математических наук.
Сергей Таскаев: В трансформации челябинских вузов поставлены амбициозные задачи
С момента принятия закона об образовании оно перестало быть общественным благом и стало услугой, считает Таскаев. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

С момента принятия закона об образовании оно перестало быть общественным благом и стало услугой, считает Таскаев. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Думаю, очевидно, что высшая школа сегодня переживает трансформацию. С одной стороны, это требование времени, с другой – необходимость: без оперативных и качественных изменений университетам не выжить, ведь они постоянно балансируют в противоречащих друг другу условиях.

Например, деятельность вузов жёстко подчинена законам рынка, при этом механизмы государственного регулирования не позволяют нам заниматься эффективной коммерческой деятельностью. Мы наблюдаем изменение абитуриентского спроса, связанного со сменой поколения, однако запросы школьников не совпадают с требованиями их будущих работодателей. И так далее…

С момента принятия закона об образовании оно перестало быть общественным благом и стало услугой. С последующим введением «подушевого финансирования» – выделением средств на каждого отдельного обучающегося. В таком контексте отчисление студентов, не способных освоить программу высшего образования, становится губительным для вузов, потому что за ним следует автоматическое уменьшение объемов финансирования и, как следствие, сокращение штатов. Поэтому вузы только в крайних случаях идут на такую меру и вынуждены порой выпускать специалистов с невысокой квалификацией, вызывая справедливые претензии со стороны работодателей.

Sergey_Taskaev.jpg

Специально для «Полит74».  Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил Сергей Таскаев, ректор Челябинского государственного университета, доктор физико-математических наук.

А таких студентов могут быть не единицы – и во многом это «благодаря» ЕГЭ. Несмотря на то, что ЧелГУ сейчас лидирует на Южном Урале по качеству бюджетного набора (то есть к нам охотно идут высокобалльники), практика единого госэкзамена губительно влияет на креативный уровень выпускников школ и их способность решать неординарные задачи. Да, ЕГЭ выполняет роль некоего среднего объективного показателя, позволяя проводить конкурсный отбор абитуриентов, но подготовка в старших классах средней школы фактически сводится к «натаскиванию» на его сдачу, а не на развитие способностей школьников. Нивелировать эти последствия может, например, активное вовлечение работодателей для профориентации школьников и последующая система целевой подготовки по заказу этих работодателей, создание областного целевого заказа с гарантированным трудоустройством в регионе, открытие университетских классов в школах. Мы практикуем такую работу со школами много лет, и свою эффективность для всех сторон она убедительно доказала.

Вторая по счёту, но первая по значимости (ниже поясню, почему) задача университета – развитие научного потенциала. Сильный университет – тот, который не просто передаёт знания, но и генерирует новые. Эффект от этой работы мультипликативный, значимый для всего региона, а иногда и мира. Однако инициативные научные исследования в нашей стране поддерживаются слабо. Огромное количество отличных заявок отклоняется в связи с малыми объемами финансирования фондов (конкурсы, в которых участвовал лично я, зачастую имеют пропорцию выигравших к проигравшим от 1:20 до 1:60).

kargapolov_4.jpg Александр Голлай: Какую профессию выбрать в ИТ-сфере, чтобы она была востребована через 10 лет Читать далее
В Челябинской области другая проблема – отсутствует академическая и отраслевая наука, представленная научно-исследовательскими институтами. В регионе инновационная активность и научные исследования сосредоточенны в основном в университетах. При отсутствии постоянного взаимодействия с крупными научными организациями и специалистами-практиками, работающими на переднем крае науки,  образовательные программы быстро устаревают. Образование – это первая производная от научных исследований. Следует отметить огромный потенциал накопленный в ЗАТО области, но эти научные центры слабо проявляют интерес к университетам региона. Однако те проекты, которые нами совместно реализуются, показывают огромные перспективы такого сотрудничества (например, лазерная медицина, ракетостроение и пр.).

Вместе с тем, и образовательная, и научная деятельность сегодня связана с невероятной бюрократической нагрузкой. Огромное количество отчетов различной природы и сопроводительной документации, не имеющей отношения к качеству или процессу преподавания и тем более не свидетельствующей о его эффективности. В средней школе заполнение отчетов ведется в более чем в 10 различных информационных системах, не объединенных между собой. То же самое относится и к системе высшего образования.

19.jpg Галина Казакова: Наука в школе поможет не упустить интеллектуальную мобилизацию детства Читать далее
Например, недавно наш университет прошёл процедуру государственной аккредитации. Это невероятная многомесячная бумажная работа, которая легла на коллективы факультетов и управление образовательной политики. В итоге мы с ней справились, но стоит ли оно того? Я очень рад, что Правительство России приняло решение изменить подход к оцениванию качества образования в вузах, и теперь то аккредитационное свидетельство, которое мы получили в июле на шесть лет, с марта 2022 года должно стать бессрочным, а впоследствии процедура аккредитации будет в корне преобразована.

Всё это невероятно перегружает наших преподавателей, нагрузка которых порой составляет более 900 часов в год. Фактически у них нет времени для плодотворного занятия научной или инновационной деятельностью, а именно на этот сегмент приходятся основные ожидания как по увеличению доходной части вузов, так и по развитию отечественных технологий.

Можно было бы рассчитывать на федеральную поддержку, но здесь вступает в действие «проклятие больших университетов». В связи с тем, что во всех федеральных конкурсах количество призовых мест ограничено и приблизительно равно количеству университетов, входящих в первый квартиль ведущих университетов России, то средним и малым университетам никогда не получить сколько-нибудь серьезного федерального финансирования на их инвестиционные программы. Они никогда не попадут в пул победителей, там все места уже заняты. Позиция же крупных университетов – университетов, к мнению которых прислушиваются, сводится к следующему: система распределения отличная, это вы плохо работаете, у нас же все получается!..

Один из последних крупных проектов, реализация которого обеспечит бесспорный прорыв высшей школы и региона в целом – создание межвузовского кампуса международного уровня.
Система высшего образования Челябинской области представлена 27 организациями высшего образования, в том числе 15 филиалами высших учебных заведений. Так вот, проблемы, о которых я говорю, касаются каждого из них. Они могут и должны быть решены, и отрадно видеть определенные сдвиги, которые уже произошли в нашем регионе. Безусловно, корректировка законодательной базы, системы финансирования вузов и ЕГЭ – это вопросы федеральные, требующие пересмотра на самом высоком уровне, то развитие местной системы общего, среднего профессионального и высшего  образования – это вопросы субъекта федерации, и кое-чем наша область уже может похвастаться.

Впервые в регионе открыто Представительство Уральского отделения Российской академии наук. Горжусь, что работать оно будет на базе ЧелГУ. Начинается выстраивание взаимоотношений с институтами РАН по открытию филиалов на базе университетов ЧелГУ, ЮУГМУ и ЮУрГУ.

Запущен региональный конкурс Российского фонда фундаментальных исследований на условиях софинансирования: 50 млн рублей выделил фонд и 50 млн – губернатор Челябинской области. Участвовать в нем могут только южноуральские ученые, избежав высокой конкуренции на федеральном уровне. Уже в прошлом году только ЧелГУ выиграл 31 млн рублей, заявив свои исследования по самым разным областям.

Создана глобальная структура – консорциум крупнейших вузов Челябинской области (ЧелГУ, ЮУрГУ и МГТУ) и академического института МиГ УрО РАН, объединивших свои возможности для создания единого образовательного и научного пространства Челябинской области. Возвращаясь к выше упомянутому «проклятию больших университетов», это единственный шанс наших вузов участвовать в конкурсах на получение федерального финансирования на равных с ведущими российскими университетами. Кроме того, наш консорциум стал первым в стране, и теперь активно калькируется, создавая экосистему науки, образования и производственных предприятий.

Один из последних крупных проектов, реализация которого обеспечит бесспорный прорыв высшей школы и региона в целом – создание межвузовского кампуса международного уровня, основой которого станут ЧелГУ и ЮУрГУ. В рамках этого проекта ставится амбициозная задача: трансформация не только инфраструктуры вузов с последующей трансформацией инфраструктуры города, но и создание крупнейшего образовательного и научного центра РФ, область влияния которого выходит далеко за пределы Челябинской области и УрФО. Предполагаемые инвестиции в проект более 9 млрд рублей позволят сделать эту трансформацию реальной и быстрой.

О чем это говорит? В первую очередь, о том, что наши чаяния разделил губернатор Алексей Текслер, активно включившись не только в решение задач, стоящих перед университетами, но и интегрировав наконец-то наши усилия для достижения глобальных целей, стоящих перед Уралом. Знакомясь с опытом других территорий, скажу – это дорогого стоит. Заявка на создание единого межвузовского кампуса подана от Челябинской области в июле, будем ждать официальных результатов и готовиться к глобальной трансформации всей системы высшего образования нашего региона.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/