Галина Казакова: Наука в школе поможет не упустить интеллектуальную мобилизацию детства

В рамках своей авторской колонки доктор культурологии Галина Казакова рассуждает, право ли государство, которое отправляет ученых сегодня на разговор со школьниками.
Галина Казакова: Наука в школе поможет не упустить интеллектуальную мобилизацию детства

Сегодня для приобщения детей к науке очень много свежайших технологических решений и возможностей. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск").

В стране в рамках Года науки и технологий запустили всероссийскую акцию «Ученые — в школы». Более 200 молодых ученых и академиков РАН из ведущих лабораторий, а также передовых исследовательских центров будут рассказывать ученикам школ о лучших российских разработках. Что это даст науке и обществу, в авторской колонке Галины Казаковой.

kazakova_1.jpg

Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступила Галина Михайловна Казакова, профессор, доктор культурологии, эксперт Высшей школы экономики, советник ректора ЮУРГАУ. Фото Юлии Боровиковой ("Вечерний Челябинск").

«Абсолютно разумное решение! Это нужно и науке, задвинутой на периферию социальных процессов, недооцененной и недофинансируемой, буквально «бедной родственнице» в национальной экономической структуре. Это нужно и школьному образованию, принявшему «застывшие формы» в силу дистанционности, низкой управленческой культуры, устаревшего в буквальном смысле учительского корпуса, нарушенного родительско-школьного доверия.

Почему? Наука даст новые технологии эксперимента и мыслительной деятельности молодым умам. Наука усилит причинно-следственные связи и из «разносортицы» создаст цельную картину мира для неокрепших душ. Наука раскроет нетривиальные возможности мозга юных исследователей.

Наука привнесет азарт, успех, веру, что невозможное возможно, и гордость за свои возможности, наконец.

Наука всерьёз может значительно улучшить качество человеческого ресурса, не упустив интеллектуальную мобилизацию периода детства.

Разумеется, подача материала при этом должна идти с учетом возрастных особенностей и исследовательской предрасположенности ребенка. Но это второй вопрос.

Отмечу, что в свое время именно наш регион, именно Челябинская область зародила движение научных обществ учащихся. Оно живо по сей день, но время изобрело другие, более эффективные педагогические технологии, в том числе и с помощью интернет-ресурсов. Думаю, что в течение этого года, года Науки и технологий, мы увидим рождение еще многих новых форм и идей.

Что усилит эффект? Во-первых, подобная коллаборация «наука — школе» должна закладываться «в долгую»: развивать систему на перспективу и масштаб. Нужно избежать «кампанейщины»: навязывания как детям, так и ученым.

"Необходимо государственное финансирование на науку и в школе, раз уж «вертолетные» деньги гражданам не раздаются: есть прекрасная альтернатива поддержать подобные проекты и будущее наших детей!"
Во-вторых, не попадаться в ловушку образовательной «резервации»: наука только для «избранных». Доступность, открытость для всех желающих детей, когда оценки по текущим предметам и научная одаренность не находятся в прямой взаимосвязи. Тренды современности в образовании избегают устаревших неповоротливых форм «классов» при вузах и иных «жестких» привязок. Наука — явление «индивидуалов», уникальности, а не массовости и «коллектива». Научные коллективы — это позже, после учебы, после школы и университетов, уже как выбранная профессия.

В-третьих, эксперимент – «наше все» в науке, а он требует лабораторий и расходный материалов. Наивно полагать о прорывах на одном лишь измученном энтузиазме ученых-подвижников. Необходимо государственное финансирование на науку и в школе, раз уж «вертолетные» деньги гражданам не раздаются: есть прекрасная альтернатива поддержать подобные проекты и будущее наших детей!

И, наконец, интернет-технологии! Предположу, что они и дадут нам новые формы научно-школьных коллабораций – через Всемирную сеть, а также уникальный контент, когда можно увидеть «невидимое», услышать «неслышимое», смоделировать еще «несуществующее».

А вот теперь – главное: в центре всего этого – уникальный мозг и личность ученого наставника. Реального, не виртуального; его уникальный дар и способности.  В этой связи вдохновляет открытие в Челябинской области Челябинского отделения Российской Академии наук (рук. - академик А. В. Важенин). Думаю, что молодым ученым будут интересны школьники, а школьникам – молодые ученые. Перспективы подобных союзов могут быть прекрасны и благодатны!»

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/