Галина Казакова: Наука в школе поможет не упустить интеллектуальную мобилизацию детства
В рамках своей авторской колонки доктор культурологии Галина Казакова рассуждает, право ли государство, которое отправляет ученых сегодня на разговор со школьниками.
Сегодня для приобщения детей к науке очень много свежайших технологических решений и возможностей. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск").

Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступила Галина Михайловна Казакова, профессор, доктор культурологии, эксперт Высшей школы экономики, советник ректора ЮУРГАУ. Фото Юлии Боровиковой ("Вечерний Челябинск").
Почему? Наука даст новые технологии эксперимента и мыслительной деятельности молодым умам. Наука усилит причинно-следственные связи и из «разносортицы» создаст цельную картину мира для неокрепших душ. Наука раскроет нетривиальные возможности мозга юных исследователей.
Наука привнесет азарт, успех, веру, что невозможное возможно, и гордость за свои возможности, наконец.
Наука всерьёз может значительно улучшить качество человеческого ресурса, не упустив интеллектуальную мобилизацию периода детства.
Разумеется, подача материала при этом должна идти с учетом возрастных особенностей и исследовательской предрасположенности ребенка. Но это второй вопрос.
Отмечу, что в свое время именно наш регион, именно Челябинская область зародила движение научных обществ учащихся. Оно живо по сей день, но время изобрело другие, более эффективные педагогические технологии, в том числе и с помощью интернет-ресурсов. Думаю, что в течение этого года, года Науки и технологий, мы увидим рождение еще многих новых форм и идей.
Что усилит эффект? Во-первых, подобная коллаборация «наука — школе» должна закладываться «в долгую»: развивать систему на перспективу и масштаб. Нужно избежать «кампанейщины»: навязывания как детям, так и ученым.
В-третьих, эксперимент – «наше все» в науке, а он требует лабораторий и расходный материалов. Наивно полагать о прорывах на одном лишь измученном энтузиазме ученых-подвижников. Необходимо государственное финансирование на науку и в школе, раз уж «вертолетные» деньги гражданам не раздаются: есть прекрасная альтернатива поддержать подобные проекты и будущее наших детей!
И, наконец, интернет-технологии! Предположу, что они и дадут нам новые формы научно-школьных коллабораций – через Всемирную сеть, а также уникальный контент, когда можно увидеть «невидимое», услышать «неслышимое», смоделировать еще «несуществующее».
А вот теперь – главное: в центре всего этого – уникальный мозг и личность ученого наставника. Реального, не виртуального; его уникальный дар и способности. В этой связи вдохновляет открытие в Челябинской области Челябинского отделения Российской Академии наук (рук. - академик А. В. Важенин). Думаю, что молодым ученым будут интересны школьники, а школьникам – молодые ученые. Перспективы подобных союзов могут быть прекрасны и благодатны!»