При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Челябинский школьник создал самую лучшую программу, которая распознает происходящее на видео

Искусственный интеллект способен посмотреть видеозапись и создать текст, описывающий происходящее в кадре. Такую задачу нужно было решить участникам Национальной технологической олимпиады, одним из победителей которой стал Арсений Шахматов – ученик 11-го класса челябинского лицея № 142.
Челябинский школьник создал самую лучшую программу, которая распознает происходящее на видео
Ученик 11 класса челябинского лицея №142 Арсений Шахматов занял первое место в командном зачете Национальной технологической олимпиады. Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск).

Ученик 11 класса челябинского лицея №142 Арсений Шахматов занял первое место в командном зачете Национальной технологической олимпиады. Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск).

Kvantorium_foto_Kargapolova.jpg Чего достигли южноуральские дети в направлении научно-технического творчества Читать далее
В интервью агентству Полит74 Арсений Шахматов и его наставник Сергей Безкоровайный - преподаватель по направлению «Робототехника» в институте дополнительного образования в ЮУрГПУ, педагог лицея № 142 – рассказали о том, как проходят эти интеллектуальные состязания.

Арсений объяснил, что олимпиада длится в течение всего учебного года. В сентябре проходит регистрация, в октябре стартует первый этап. Он включает в себя общие олимпиады по предметам в зависимости от направления – информатика, математика, физика и другие. По результатам этого этапа участники проходят во второй, где им дается специализированная задача в направлении «Искусственный интеллект». Она одна на всех, цель конкурсантов - прийти к максимально точному решению. На очном этапе, который проходил в Москве, была поставлена задача: искусственный интеллект должен дать письменный ответ на вопрос, что происходит на видео. Задача решается в команде, напарником Арсения был Максим Герасимов из города Чебоксары.

- Нам нужно было создать алгоритм, для того, чтобы он отвечал на вопросы по видеороликам. Отбор происходит в три этапа – первый предметный, на втором задается небольшая задача, в финал выходит 100 человек. Они очно едут в Москву и начинают решать поставленную задачу. Мы особенно к ней не готовились, задача самая обычная, - признался Арсений.

O05A9333.JPG

Сергей Безкоровайный: "Вопрос мотивации подростков для получения инженерно-технических специальностей стоит остро". Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск).

Наставник старшеклассника Сергей Безкоровайный отметил, что особенной подготовки для участия в олимпиаде Арсению не потребовалось. Робототехникой и программированием он занимается с пятого класса.

- Моя задача была пару лет назад его мотивировать. Изначально он занимался робототехникой, принимал участие в конкурсах. Когда началась олимпиада НТО, я предложил Арсению принять в ней участие. В первый раз с ротоботехникой не сложилось. На следующий год участвовали в соревнованиях по робототехнике, где была задача, связанная с нейронной сетью. Арсений с этим разбирался самостоятельно и ему понравилось. В НТО есть направление «Искусственный интеллект». Выбрав его, Арсений прошел с первого раза. Сразу занял пятое место, в прошлом году первое. Три года подряд он выигрывает, а сейчас уже работает в Сбере, разрабатывает системы искусственного интеллекта, - отметил Сергей Безкоровайный.

По словам педагога, участие в Национальной технологической олимпиаде дает шансы на стажировку в известных компаниях и преимущественное право на поступление в вуз, которое действует четыре года. Кроме бонуса при поступлении это еще дополнительные баллы к ЕГЭ и денежный грант. Его можно использовать на коммерческое обучение и не беспокоиться о том, что по каким-то предметам будут слишком низкие баллы на ЕГЭ.

Любого, кто занимается искусственным интеллектом, замечают, предлагают перспективные должности
- Не секрет, что у технарей нередко бывают проблемы с русским языком. Победителям олимпиады можно не задумываться о том, что надо сдать русский язык на 90 баллов, а сосредоточиться на спецдисциплинах. Кроме того, НТО – очень известный бренд. Организаторы рассказывают о своих участниках в социальных сетях, по телевидению, ребята бывают на конференциях по искусственному интеллекту, докладывают о своих достижениях, делятся опытом с другими участниками. Их решения видят компании, которые занимаются разработкой искусственного интеллекта, и примечают – хороший ученик, может стать перспективным программистом. Участие в НТО распиаренное, задачи там недетские. Любого, кто занимается искусственным интеллектом, замечают, предлагают перспективные должности, - рассказывает педагог.

Сергей Безкоровайный отметил, что вопрос мотивации подрастающего поколения для получения инженерно-технических специальностей стоит остро. Каждый год в кружок робототехники приходит 20-30 детей. Они занимаются до тех пор, пока на уроках идет игра, даются простые задания.

- Как только начинаешь углубляться в действительно что-то инженерное, ситуация меняется. Например, даешь задание построить мобильного робота, чтобы моторы были синхронизированы и он ехал прямо, никуда не отклоняясь. Для его выполнения нужно обладать знаниями и терпением. Нужно посидеть, подумать, что-то исправить. Из тридцати детей остается десять. Вот эти десять, скорее всего, будут ходить в кружок до конца учебного года, или до конца учебы в школе, будут трансформировать свой интерес, как Арсений, который пришел от робототехники к искусственному интеллекту. Замотивировать на такую работу сложно, немного людей, которые хотели бы этим заниматься, - констатировал преподаватель.

Для справки:

Robotekhnika_kompyuternyy-klass_foto-Kutkina-_1_.jpg Владислав Халамов: Занятия техническим творчеством учат детей работать в команде Читать далее
Национальная технологическая олимпиада (НТО) существует с 2015 года. Она начиналась как Олимпиада Кружкового движения НТИ. Командные инженерные соревнования для школьников и студентов превратились в многоуровневый проект, объединяющий самых разных людей, которые решают глобальные технологические задачи.

Школьники и студенты со всей России решают задачи, поставленные государственными компаниями, лидерами технологических отраслей, прорывными технологическими компаниями. Участники знакомятся с самыми разными областями: от искусственного интеллекта и «умной» энергетики до нейротехнологий и геномного редактирования. Состязания предназначены для детей и молодежи разного возраста: 5−7 классов, 8−11 классов, студентов и учащихся колледжей, бакалавриата и специалитета.

Все участники получают уникальный опыт решения практических задач за рамками программы обучения. Им доступны бесплатные лекции, вебинары, разборы заданий от ведущих специалистов. Победа дает абитуриентам льготы на 100 баллов ЕГЭ при поступлении в ведущие инженерные вузы, победителей приглашают на стажировки, студенты выпускных курсов могут получить бонусы при поступлении в магистратуру.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий «Рыжий Фест» прошел в Копейске
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/