При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Владислав Халамов: Занятия техническим творчеством учат детей работать в команде

Самая острая проблема современного производства – отсутствие квалифицированных кадров. А самый важный навык, который необходим сотрудникам крупных предприятий, это умение работать в команде.
Владислав Халамов: Занятия техническим творчеством учат детей работать в команде
Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Об этом в интервью агентству Полит74 рассказал Владислав Халамов, директор регионального учреждения «Дом юношеского технического творчества Челябинской области». Наш корреспондент встретился с одним из главных идеологов дополнительного образования детей в сфере технического творчества и робототехники на региональном этапе десятого всероссийского конкурса «Инженерные кадры России».

- Владислав Николаевич, в этом году состязания стали наиболее масштабными по количеству участников как среди детей, так и взрослых – представителей южноуральских предприятий, колледжей, вузов. Откуда такой пристальный интерес?

01.jpg

Владислав Халамов, фото с сайта "Дома юношеского технического творчества Челябинской области"

- Мы решаем самую острую проблему – кадровую. Для того, чтобы кадры были, причем в родном регионе, необходимо, чтобы их воспитывали, начиная с детского сада, со школьной скамьи. Поэтому сегодня у нас присутствуют дети самых разных возрастов, а в качестве гостей – предприятия-партнеры у каждой команды, директора колледжей, вузов и руководители кадровых служб предприятий. Все проекты ребята сделали вместе с предприятиями-партнерами. Многие участники уже выбрали себе профессию и то, куда пойдут учиться. Некоторые разработки близки к промышленному внедрению и это чудо, когда школьники делают такие проекты!

В этом году самое большое количество участников и команд. В областном этапе приняли участие 380 команд, все 43 муниципалитета охвачено. А что такое команда? Это значит, что есть кружок, где дети занимаются техническим творчеством, есть предприятия-партнеры. Они могут совершено разные: металлургия, машиностроение, сельское хозяйство, медицина. Кадры нужны везде. Десять лет назад над нами иронизировали, что мы задумали соединить школьников и кадровые службы, то на сегодняшний день мы не успеваем обрабатывать все запросы, насколько для них кадровая проблема огромная. Все поняли, что кадры нужно себе выращивать, начиная с дошкольного возраста.

- Чем отличается участие в состязаниях по техническому творчеству от обычных занятий в кружках робототехники, которые сейчас повсеместно распространены?

IMG_20230303_115744.jpg Соревнования юных инженеров и робототехников в Челябинске привлекли внимание промышленников Читать далее

- Все поняли, что не существует универсальных компетенций, не привязанных к конкретной отрасли или даже предприятию. Некоторые навыки можно привить только у младших школьников, дошкольников. Многие годы в системе образования уделяли внимание воспитанию личностных качеств, направленных на достижение личного успеха, не делая акцент на командообразовании, командных достижениях. В результате чего у нас очень много личностей, но эти личности с трудом работают в коллективе – бригаде, цехе, инженерном подразделении. А чтобы сделать что-то большое - серьезную машину, проект, здание, сооружение, исследование - требуется коллектив. Умение работать в команде можно воспитать только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если вы ребенка не научили, он никогда не будет бороться за интересы всего коллектива, а это значит, что большое производство с такими сотрудниками построить невозможно. Именно поэтому руководители кадровых служб и директора предприятий обращают внимание на самый младший возраст.

Чтобы у ребенка возникло желание учить «скучные» математику, физику, другие естественно-научные предметы, нужно, чтобы он понимал, зачем. Когда у него что-то не работает – не кружится, не летит, не едет, электричество не передается - он вынужден изучать процессы, которые объяснят, почему это происходит. Единственная возможность убедить ребенка учиться - заинтересовать его практическим проектом, который должен двигаться, работать. В процессе решения задачи у ребенка появляется желание учиться, он становится успешным не только в техническом кружке, но и в школе.

- Несмотря на то, что у нас давно и много говорится о необходимости направлять детей в сторону технического образования, среди родителей бытует мнение: в бесплатные кружки не попасть, а в коммерческих заниматься дорого. Как в области решается вопрос доступности технического образования?

Роботехника_компьютерный класс_фото Куткина (5).jpg

Бесплатное техническое образование на Южном Урале доступно всем желающим. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

- На сегодняшний день в Челябинской области создано много Кванториумов, IT – кубов, работают кружки «Станции юных техников» Дворца пионеров. Я всегда напоминаю родителям: начало приемной кампании летом. У каждого ребенка есть возможность бесплатно заниматься техническим творчеством. Где бы вы ни жили – В Челябинске, Магнитогорске, Южноуральские, Сатке, Златоусте, Троицке, Миассе – это территории, где есть Кванториум или IT-куб. Вы обязательно своего ребенка устроите и реализуете все его мечты.

- Можно ли оценить с точки зрения качества образования, какие образовательные программы лучше - государственные или коммерческие?

- Нельзя оценить, это сравнение неправильное. Существует огромное количество направлений в каждом из секторов. Что конкретно сравнить - робототехнику, электронику, программирование, 3D – моделирование, авиа-направление, судо – или автостроение? Сравнивать нельзя, но можно сказать так. Вопрос воспитания – это помещение ребенка в определенную среду, которая его окружает, общение с людьми, на которых вы бы хотели, чтобы был похож ваш ребенок. Например, если он оказался здесь, на таких соревнованиях, как «Инженерные кадры России» - он в числе самых лучших, грамотных, порядочных, добросовестных людей. Какой бы родитель не мечтал, чтобы его ребенок стал такой? А коммерческая или государственная основа кружка – это не играет никакой роли.

- Отслеживаете ли вы судьбу ребят-участников состязаний? Какое количество из них действительно в будущем выбирает профессию технической направленности?

- Да, мы проводили исследование, и оказалось, что более 70 процентов ребят связывают себя с той профессией, в рамках которой «играли» в свои детские проекты. Значительная часть выбирает предприятия, которые были партнерами для реализации проектов у детей старшего школьного возраста. И это объяснимо, ведь школьники знакомятся с сотрудниками предприятий, у них теперь есть контакты с конкретными людьми, что зачастую становится определяющим в их решении.

 

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/