При поддержке Гранада Пресс
Автор: Анна Шевелева

Заявления о нелегитимности электронного голосования происходят от незнания процедуры

В этом уверены эксперты, которые высказались об организации дистанционного электронного голосования на основе анализа опыта разных регионов России.
Заявления о нелегитимности электронного голосования происходят от незнания процедуры
Удобство и комфорт электронного голосования оценили жители нескольких российских регионов. Фото pexels.com

26 января Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

В принятом документе говорится, что ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию. Законопроект устанавливает обязательное прохождение избирателями процедуры идентификации, аутентификации и подтверждения личности. Также он предусматривает анонимизацию результатов волеизъявления, их шифрование во время голосования и дешифрование после завершения голосования.

Кроме того, решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы государственной власти и на референдуме РФ будет принимать ЦИК, а в случае если дни голосования на федеральных выборах или на референдуме совпадают с днями голосования на других выборах или референдумах, то решение о проведении ДЭГ ЦИК будет принимать с учетом предложений региональных избиркомов.

Выборы_2020_фото Куткина (10).jpg

Электронное голосование не отменяет традиционных форм волеизъявления граждан. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Отметим, избирательные комиссии субъектов РФ, в свою очередь, по согласованию с ЦИК смогут принять решение о проведении ДЭГ на выборах в органы государственной власти своего региона или на референдуме.

Мы собрали мнение федеральных экспертов о преимуществах дистанционного электронного голосования, а также некоторые предложения, в том числе по осуществлению общественного контроля в рамках ДЭГ.

О новой форме голосования высказался Александр Брод, член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ: 

«Ассоциация НОМ в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется эта новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году. Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов – не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне. Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по ИТ-технологиям, экспертами в этой сфере нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием».

Алена Булгакова, член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ уверена, что у дистанционного голосования большое будущее.

Главное преимущество электронного голосования - обеспечение потребности избирателей в удобстве и безопасности выборов

«Главное преимущество такой формы волеизъявления заключается в том, что она обеспечивает потребность большого числа избирателей в удобстве, безопасности и возможности реализовать свою гражданскую позицию без отрыва от личных дел. Все заявления о нелегитимности дистанционного голосования исходят от незнания процедуры. Дальнейшая проработка норм, регулирующих все вопросы проведения ДЭГ, должна проводиться с обязательным участием экспертного сообщества. Остается плотно сотрудничать с избирательными комиссиями в части подготовки и обсуждения порядка проведения дистанционного голосования», - комментирует эксперт.

Политолог Павел Данилин считает, что общественный контроль за процедурой дистанционного электронного голосования является одним из ключевых при дальнейшем применении технологии на выборах.

«В прошлом году общественники присутствовали в штабе Общественной палаты и наблюдали за ходом ДЭГ в том числе. Надо расширить и углубить возможность контроля общественности за ДЭГ. В законопроект ко второму чтению стоит добавить функции наблюдателей», - подчеркнул он.

Тему общественного контроля в рамках ДЭГ затронул и Максим Григорьев, руководитель Координационного совета при Общественной Палате РФ по общественному контролю за голосованием: 

«Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование».

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/