При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

О чем южноуральцы писали омбудсмену в прошлом году

В прошлом году жители Челябинской области обращались к уполномоченному по правам человека по самым различным вопросам. Среди них традиционно лидируют проблемы здравоохранения и социального обеспечения.
О чем южноуральцы писали омбудсмену в прошлом году

Уполномоченная по правам человека Юлия Сударенко находится на своем посту девять месяцев. Она вступила в должность в самый разгар пандемии. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Об этом рассказала сегодня, 15 января, на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс» омбудсмен Юлия Сударенко. Она подчеркнула, что в целом статистика письменных обращений к уполномоченному по правам человека в 2020 года практически не отличается от данных по 2019 году. В 2019 году было 1593 обращения, в 2020 году - 1599. Однако характер писем южноуральцев изменился.

- В 17 раз выросло число обращений, связанных со свободой перемещения, пересечением границ из-за пандемии ковида. Наша область является приграничной, много людей работает в Казахстане или имеют там родственников. Для сравнения, в 2020 году поступило 35 таких обращений в отличие от двух в 2019 году. Мы успешно отрабатывали их в течение суток, работали с пограничниками, - рассказала Юлия Сударенко.

Она отметила, что были ситуации, когда и пограничники не могли помочь. В распоряжении правительства РФ были перечислены исключительные случаи, разрешающие пересекать границу.

На характер обращений граждан большое влияние оказала пандемия

- Мы обратились с письмом к уполномоченному по правам человека в РФ Татьяне Москальковой. Она за две недели договорилась с правительством РФ – мы увидели новую редакцию распоряжения, все случаи, с которыми люди обращались, были учтены. На следующий день все наши граждане, которые испытывали трудности, смогли пересечь границу, - говорит Юлия Сударенко. 

На первом месте по числу обращений по-прежнему остаются вопросы, связанные с восстановлением и защитой социальных прав – на медицинскую помощь, охрану здоровья, социальное обеспечение (271 обращение, рост на 28%). Вопросов охраны здоровья касалось только 92 обращения, однако все вопросы, связанные с пандемией ковида, поступали по телефону и через социальные сети. Все они разрешались в течение 24 часов. Четверть от всех обращений (206) касались реализации прав на жилье и проблем со сферой ЖКХ.

На 85% снизилось число обращений от обманутых дольщиков. Юлия Сударенко подчеркнула, что этом направлении проводится огромная работа со стороны Фонда обманутых дольщиков и правительства области. Принимаются решения о достраивании домов, выплате компенсаций. «Не все здесь гладко и хорошо, но цифры говорят за себя», - подчеркивает омбудсмен.

Снизилось также количество обращений, связанных с нарушением прав людей со стороны правоохранительных органов, судебной системы, в местах принудительного содержания. Но их по-прежнему достаточно большое количество - 26,5%.

В целом по числу обращений к омбудсмену в прошлом году лидируют Челябинск, Магнитогорск, Сосновский район. По итогам работы 147 (11,6%) завершились положительным решением. Юлия Сударенко расценивает это, как достаточно большое количество, поскольку выявляет брак в работе государственных органов.