При поддержке Гранада Пресс
Автор: Георгий Баркалая

Как изменятся правительство, Конституционный суд и прокуратура после депутатских решений

На прошлой неделе депутаты Государственной Думы РФ голосовали во втором чтении по целому ряду законодательных изменений, которые вносятся в развитии обновленной Конституции.

Как изменятся правительство, Конституционный суд и прокуратура после депутатских решений
После принятых изменений к Конституции пришло время для поправок в разные законы. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

После принятых изменений к Конституции пришло время для поправок в разные законы. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

В рамках проекта «Экспертный клуб Челябинска» мы попросили знатоков права разъяснить, что изменится, в частности, в деятельности Конституционного суда и российского правительства и прокуратуры после тех законодательных действий, которые сейчас предпринимают депутаты.

photo_2020-10-26_09-06-12.jpg

Наталья Конева, называет законопроекты ожидаемыми. Фото пресс-службы ЮУрГУ

Как считает кандидат юридических наук Наталья Конева, доцент, заместитель заведующего кафедры Теории государства и права, конституционное и административное право ЮУрГУ, внесенные в Государственную Думу законопроекты, предполагающие изменение статуса Правительства, Конституционного Суда и прокуратуры, ожидаемы и являются логическим продолжением начатой в июле 2020 года конституционной реформы. По ее словам предлагаемые изменения приводят в соответствие с новой редакцией Конституции РФ законодательство в сфере публичной власти.

«Так, проектом федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» определяется новый статус правительства Российской Федерации, организационно-правовые основы его формирования и деятельности, — поясняет Наталья Конева. — Правительство РФ входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти и способствует устранению разногласий между ними.

Конституция РФ предусматривает новый порядок назначения на должность членов правительства, новый порядок освобождения от должности членов правительства, порядок прекращения полномочий правительства, в том числе в связи с выражением Государственной Думой недоверия кабинету министров. Кроме того, закрепляются новые полномочия правительства в социальной сфере, в сфере защиты семьи и детства, здравоохранения. 

Также Конституция предусматривает (и это также нашло отражение в законопроекте), что президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которые традиционно обозначаются как «силовой блок» — федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения стихийных бедствий, общественной безопасности. Руководство деятельностью других министерств и ведомств осуществляет правительство».

Путин и КС.jpg Произойдут ли в России радикальные изменения в деятельности государственных институтов Читать далее
Государственная Дума сейчас рассматривает и поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ». Как поясняет наш эксперт, законопроектом предусматриваются изменения в численности суда — Конституционный Суд будет состоять из 11 судей, включая Председателя Конституционного суда и его заместителя. Конституционный суд может осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.

Изменяется и порядок прекращения полномочий судей Конституционного суда РФ. Теперь прекращение полномочий может осуществляться Советом Федерации по представлению президента в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Конституционный суд получает также и новые полномочия, направленные на совершенствование законотворчества и повышение качества законов. Так по запросу президента после окончательного одобрения законопроекта Конституционный суд будет проверять конституционность законопроектов, а также принятых в установленном порядке законов до их подписания президентом. Кроме того, по запросу президента Конституционный суд проверяет конституционность законов субъектов РФ до их обнародования главой региона.

Кроме того, в случае возникновения спора, Конституционный суд РФ по запросу президента, правительства или Верховного суда будет разрешать вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.

Дмитрий Вяткин_фото Каргаполова (5).JPG Депутат Госдумы объяснил, как позиция по Конституции загнала левых в ловушку Читать далее
«Законопроект (в существующей на данный момент редакции) также предусматривает, что судьям запретят «критиковать в какой бы то ни было форме» решения Конституционного суда РФ, а также «обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме», — говорит Наталья Конева. — Судьи не вправе будут обнародовать особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться. По сути, это означает, что у судей по-прежнему остается право на особое мнение, но теперь оно должно будет приобщаться только к протоколу заседания Конституционного Суда РФ (а не к его решению) и храниться вместе с ним».

Что касается предлагаемых поправок к Федеральному закону «О прокуратуре РФ», то, по словам нашего эксперта, они приводят в соответствие положения данного закона с нормами Конституции РФ и закрепляют новый порядок назначения на должность Генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. Теперь указанных должностных лиц назначает на должность президент Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания РФ. «Эти консультации, по сути, носят уведомительный характер, так как возможные негативные результаты консультирования законопроектом не предусмотрены, — поясняет эксперт. — Вопрос освобождения от должности указанных прокуроров решает президент РФ единолично. Однако Генеральный прокурор осуществляет назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора или иного прокурора и освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности, с обязательным информированием Президента РФ. Исполнять обязанности можно не более 6 месяцев и не более двух раз подряд по одной и той же вакантно должности.

Предлагаются поправки при определении категории «Иные прокуроры». Теперь к ним относятся прокурорские работники, претендующие на замещение должности, по которой предусмотрено присвоение высших классных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офицеров».

Наталья Конева подчеркивает, что проект федерального закона при определении правовых основ деятельности прокуратуры закрепляет конституционное положение о том, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Указанные поправки свидетельствуют об усилении роли президента РФ при формировании кадрового состава руководителей органов прокуратуры.

Партнерские СМИ