При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

В Челябинске растет количество детей, которые не ходят в школу

Недели накануне 1 сентября для большинства школьников и их родителей наполнены волнением и суетой. Однако в распорядке жизни некоторых семей этот день практически ничего не меняет, поскольку дети учатся в домашних условиях.
В Челябинске растет количество детей, которые не ходят в школу

Пока большинство родителей покупают школьную форму и рюкзаки, сторонники семейного образования продолжают летний отдых. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

О том, какие формы альтернативного школьного образования существуют на данный момент, сколько детей в Челябинске находятся на семейной и домашней форме обучения, а также в чем плюсы и минусы форм образования, не связанных с ежедневными походами в школу – в материале Полит74.

Разберемся в терминах

Многие южноуральцы считают, что если ребенок не ходит в школу, значит, он по определению находится на «домашнем обучении». На самом деле, есть две юридические формы, которые дают основания учиться вне школьных стен. Это семейное образование и домашнее обучение. Выбор формы получения образования – это право родителей.

2_5285169712580269298.jpg Сергей Борисов: Разговоры о важном и неважном и как одно отличить от другого Читать далее

Как пояснили корреспонденту Полит74 в Комитете по делам образования Челябинска, родители, которые выбирают семейную форму образования, должны обратиться в школу с письменным заявлением об отчислении ребенка. Затем в течение 15-ти календарных дней  они должны предоставить в орган местного самоуправления той территории, где проживают, уведомление о выборе семейной формы получения образования.

Школьные технологии_фото Ковалевой (2).jpg

Дети прикрепляются к школе только для прохождения промежуточной или государственной аттестации. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

За детьми сохраняется право пройти промежуточную и государственную аттестацию в аккредитованных государственных образовательных организациях. Родители могут сами выбрать школу, где ребенок будет проходить аттестацию. По их желанию этот выбор может быть сделан на один учебный год, на все время получения образования, или на период прохождения аттестации. Дети зачисляются в школу для прохождения аттестации по заявлению родителей.

Домашнее обучение организуется для детей, которые нуждаются в длительном лечении, или детей-инвалидов, не способных посещать образовательные организации. Они учатся на дому или в больничных стационарах. Основанием для обучения на дому является заключение медиков и письменное заявление родителей в школу. Педагоги приходят к детям на дом, они учатся по той же программе, что и все ученики конкретного образовательного учреждения.

Как организовано семейное образование

Расскажем об этом на примере одной челябинской семьи, где растут две девочки. Мы взяли интервью у их мамы. Мария отметила, что изначально семейную форму пришлось выбрать в силу жизненных обстоятельств. Но потом и детям, и родителям она очень понравилась.

2_5285169712580269292.jpg Надежда Сухова: Детям надо давать читать книги, где герои совершают безжалостные поступки Читать далее

- Мои дети находятся на семейной форме обучения, мы учимся с помощью платформы «Интернет-урок». Образование идет в рамках государственной программы. В этом вопросе образование моих дочерей ничем не отличается от учебы в обычной школе.

Дети смотрят видеоуроки и консультации в записи, работа во время урока идет в чате. Чаты по основным предметам круглосуточные, по дополнительным – в рабочее время по Москве. Есть тренажеры для отработки полученных знаний, в итоге необходимо выполнить домашние и контрольные задания. Что-то в письменной форме, что-то в устной на камеру. Далее работа отправляется на проверку, учителя исправляют ошибки и дают рекомендации. После проверки становится доступен подробный разбор задания.

Дистанционное образование_дети за компьютером_фото Куткина (17).jpg

В век развития высоких технологий учиться можно дистанционно. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Контрольные в начальной школе выполняются так же, как и обычные домашние задания, в старших классах – с помощью системы наблюдения, как в классе, чтобы исключить списывание.

- В чем плюсы и минусы такой организации обучения?

Плюсы:

- Вольный график: можно учиться вперед, можно учиться предметными блоками в рамках одной четверти, можно бросить учебу и пойти гулять, можно уехать куда-то не в каникулярное время, можно начинать учиться в 6 утра и в 12 дня на одной неделе.

- Отсутствие проблем с человеческим фактором: не все учителя и родители адекватны. В «Интернет-уроке» учителя хорошо подобраны. В случае несогласия с проверкой домашних заданий всегда можно обратиться к методисту. И нет никаких родительских чатов.

- На учебу уходит меньше времени: от 2 до 4 часов в день в начальной школе. Не тратится время на то, чтобы всех усадить, проверить домашнее задание, выдать его, поговорить о поведении отдельных личностей, на дорогу до школы и обратно.

- Дети учатся учиться с помощью интернета. По нынешним временам это актуальный навык.

- Есть возможность пересмотреть изучаемый материал через некоторое время, если что-то забыл.

- Нет проблем из-за сезонных ОРЗ. Если заболел сам – просто сдвигается время занятий, если карантин, то не меняется ничего. Все были в ужасе от удаленного обучения во время пандемии, потому что оно не было адекватно организовано. А мы эти карантины и удаленки не заметили.

Минусы:

- Обучение платное. Если оплачивать сразу и заранее, то около 50 тысяч за учебный год в текущий момент. Зато нет расходов на форму, меньше расходы на канцелярию, нет рюкзака. И уж точно нет проблемы «школьных поборов».

- Необходимо думать о социализации детей.

- На начальном этапе учеба требует вовлеченности родителей хотя бы в организацию процесса.

- Существует мнение, что дети, не находящиеся постоянно в коллективах, лишены возможности освоить навыки социальной коммуникации. Столкнулись ли вы с такой проблемой и как ее решаете?

- Безусловно, осваивать социальную коммуникацию необходимо. Но не всегда школа – хорошее место для этого. Атмосфера бывает очень разной, а нередко травмирующей для детей. Для социализации мы используем внешкольную деятельность: кружки, секции, клубы. Летом – обязательно несколько лагерей. Посещаем различные мероприятия, мастер-классы, общаемся с другими семьями с детьми.

Занятия_фото Каргаполова (1).JPG

Навыки социальной коммуникации дети вырабатывают при посещении кружков и секций. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

- По вашему мнению, какому типу семей или психологическому складу родителей и детей подходит семейное образование?

- Семейное обучение точно не подходит, если вам необходимо «детохранилище»: вы или настолько заняты работой, что не можете отслеживать, что ребенок в принципе делает, или вам тяжело быть в обществе своих детей практически целый день.

Семейное обучение подходит если:

- У ребенка есть серьезное внешкольное занятие, требующее много сил и времени: спорт, танцы, музыка, что-то еще на профессиональном уровне.

- Ребенок очень самостоятельный или наоборот, требует внимания родителей к учебе в любом случае.

- Родители работают на удаленке и любят путешествовать.

- У ребенка серьезные проблемы в школе, решить их не получается, а переход в другую школу затруднен по каким-то причинам.

- Вы сами хотите учить своего ребенка.

Я бы сказала, что каждая семья должна решать ситуацию по-своему, но бояться семейной формы не надо. В современном мире это вполне нормальная форма обучения, - отмечает Мария.

Что думают учителя об учебе вне школы

Мы задали вопросы педагогу, насколько сложнее или легче детям осваивать школьную программу при формах обучения, не связанных с посещением школы, и в чем особенности работы с такими учениками.

УЧИТЕЛЬ: Если ребенок замотивирован на получение образования, проблем не возникает

- Если ребенок замотивирован на получение образования, а родители держат под контролем его учебную работу, тогда особых проблем не возникает. Плюс - индивидуализация обучения, подбор уровня сложности заданий, ответы на вопросы самого ученика, устранение затруднений. Минус - отсутствие общения в коллективе в достижении учебных целей и решении учебных задач. А нынче в образовании оценивают не только предметные знания, но и метапредметные. Кстати, дети, для которых домашнее обучение только временное (в связи с кратковременным расстройством здоровья, например) иногда воспринимают его как дополнительные каникулы и не особенно стараются учиться. А дети, у которых домашнее обучение - жизненная необходимость, очень старательны. У них потребность - знать и уметь, если не все, но как можно больше. В современном мире учитель не единственный источник знаний и умений. Разных образовательных платформ пруд пруди, не говоря уже о блогерах, репетиторах в режиме онлайн. Поэтому возникает вопрос: все ли платформы обеспечивают образование в соответствии с государственными стандартами?, - говорит учитель математики Татьяна Суздалева.

Немного статистики

По данным городского Комитета по делам образования в Челябинске в 2020-2021 учебном году 1559 человек получали образование в семейной форме, в 2021-2022 учебному году – 2202 человека, в 2022-2023 учебном году – 3006 человек. Таким образом, за три года популярность этого способа получения образования выросла практически вдвое.

На домашнем обучении в 2021 году находились 847 детей с 1 по 11 класс, в 2022 году – 862 человека, в 2023 году – 962 человека. Здесь статистика изменилась не столь значительно.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/