При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

В Челябинске имеется уникальный, даже по мировым меркам, телескоп

Рассказываем про то, как в Челябинске появился астрокомплекс, чем там сейчас занимаются. И как он помогает бороться с «мракобесием».
В Челябинске имеется уникальный, даже по мировым меркам, телескоп
Внутренняя обшивка купола сделана из корабельной сосны. Фото редакции.
LavrovKargapolov.jpg Одно из самых важных в послании президента – система образования молодежи Читать далее
В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете есть подразделение «Астрокомплекс». В нём имеется уникальный телескоп, которых на весь мир-то всего около 30! После интервью с руководителем комплекса Жанной Буйло о челябинском метеорите, корреспонденты Полит74 смогли побывать на экскурсии в этом удивительном месте.

Как решили купить телескоп и почему это связано с первым спутником.

— Как вообще появился астрокомплекс в университете?

photo_2023-02-14_11-11-02.jpg

Директор астрокомплекса Жанна Буйло. Фото реадкции

— В нашем университете работали серьёзные учёные, не смотря на то, что вуз педагогический. На кафедре физики преподавал известный астроном Евгений Пономарёв, он и был главным инициатором приобретения телескопа фирмы «Цейсс». С его именем, кстати, связана и мировая история. Когда в 1957 году СССР запустил первый спутник Евгений Григорьевич был назначен директором станции по отслеживанию этого спутника. Если так подумать, город промышленный, развитые предприятия в нём, масса НИИ, технические вузы, но преподаватель педагогического института становится директором этой станции. Это, наверное, вопрос его компетенций. Помимо того, что часть средств выделяло государство, некоторые зарабатывали преподаватели и студенты. По тем временам это была редкая удача, поскольку телескоп фирмы Карла Цейсса с редкой структурой «Куде-рефрактор» редок. В мире таких всего 30, в России два, может быть чуть больше. Соответственно, телескоп был приобретён, началось возведение здание. Проектировали его студенты ЧПИ, это был дипломный проект. Задумывалась всё как практическая лаборатория для студентов. Проект пошёл в реализацию и в 1987 году астрокомплекс был открыт. Сейчас, к сожалению, каких-то практических открытий мы уже сделать не можем из-за засвета, поэтому сейчас наша обсерватория несёт просвещенческо-образовательные функции.

— А конкретно в чём заключается выполнение этих функций?

— Первое, конечно, выполнение учебного плана. Сейчас, к сожалению, нет такой специальности как учитель физики и астрономии. Может быть, в этом и нет сейчас такой острой необходимости, мы должны смотреть реально, астрономия ведётся в школе один час в неделю. И те же направления как, учитель математики и физики будут социализированы лучше, просто потому, что могут взять больше предметов. Но учитель физики – это человек, который готов вести астрономию в школе. Они год изучают её, потом сдают экзамен и практически готовы. Также у нас компетентны выпускники, учителя географии. Они тоже вполне могут вести астрономию. Мы постоянно проводим мастер-классы, помогаем. Любой учитель нашей области и не только нашей может обратиться, мы ему поможем. У меня даже были ситуация, когда меня в социальных сетях находили учителя из Смоленской области с вопросами. Я помогаю составить программу. Обращаются даже за литературой! У нас богатая библиотека, иногда даже посылками отправляю. 

Как в астрокомплексе просвящают людей.

photo_2023-02-14_11-11-26.jpg

Также в здании имеется выставка, посвящённая первому полёту человека в космос.
Фото редакции

— А просветительские проекты какие-то есть?

— Конечно. Часто обращаются за экскурсиями. Детей, старшеклассников, приводят сюда, чтобы мы могли им рассказать о космосе. И я за то, чтобы, рассказывали об этом профессионалы. Всё-таки у нас профильное образование, мы компетентны в этих вопросах. И сегодня даже стоит не то, что человек не знает, информация сегодня сферхдоступна. Но учитель – это та нить Ариадны, который поможет понять для чего это нужно, где применяется, растолковать некоторые моменты. Это сопровождающий, как сегодня говорят, тьютор, потому что уже старшеклассники уже сами способны что-то прочитать. В этом смысле и учителям помогаем, так как не у каждого есть время следить, а много непроверенной информации поступает.

Мы проводим экскурсии для всех возрастных групп. Начиная от младшей школы и заканчивая студентами. Экологи, например, к нам приходят из ЮУрГУ. И просто желающие записываются. Конечно, работать со взрослыми, толковыми людьми приятно, но я вижу главную задачу в детях, в просвещении молодого поколения. Это правильное формирование у них естественно-научной картины мира и соответствующего сознания. Мы сотрудничаем с «Российским движением школьников». Когда от них есть какой-то запроса, то даже в формате онлайн мы с ними работаем. И это здорово! Это даёт возможность работать с детьми из других регионов. 

Также проводим мероприятия, приуроченные к различным памятным датам. Декада космоса в октябре, когда полетел первый спутник. Декада космонавтики в апреле. Это такие, традиционные мероприятия. И какие-то события проводим по календарю. Если дата памятная, то мы обычно готовы провести, однако, мало таких конкретных обращений. 

Рассказываем об интересных местах на Южном Урале, связанных с археоастрономией. При этом, уходим от мистики, объясняем с точки зрения научного подхода, может быть, где-то немного скептического. 

— А проблемы с просвещением на сегодняшний день есть?

— В этом году я была экспертом в «Лиге лекторов» и слушала выступления людей в рамках астрономии. К сожалению, много дилетантов. То есть мне что-то интересно, я что-то прочитал, по верхам нахватался, а, когда углубляются, переходят в суть, то неправильные понятия, неверные объяснения. Человек, который не слишком компетентен, особенно, младшее поколение, оно воспримет это так, как проговорилось. Может быть, в определённой узкой аудитории и приемлемо. Но здесь я за академичность. Золотое правило педагогики – не навреди. Если даже мы что-то не знаем, то уйдём от этой темы, посоветуемся, проконсультируемся. Но так, чтобы лишь бы-лишь бы, урвать пиар, это, нет.

Астрология – чистой воды манипулятивная психология
Это можно, кстати, и как частью нашей работы отметить. Такая борьба с «мракобесием» получается. Сегодня люди реально говорят об астрологии и верят в неё! Там ведь нет никакой конкретики. Вот пусть мне скажут, что такого-то числа, во столько-то произойдёт то-то. Не смогут. Мы погоду не всегда можем точно определить на неделю, а тут судьбы по движению планет, звёздам определяют. Люди просто не понимают некоторые элементарные вещи. И это не вина школы. Это проблема того, что люди стали меньше читать, на ТВ много таких. И постоянно-постоянно, происходит в жизни события негативные, надо же на что-то списать. Не на себя же любимого! Кого-то или что-то проще обвинить. Поэтому я стараюсь, где это возможно развенчивать подобные вещи. В своё время подробно изучала астрологию, с точки зрения «врага нужно знать в лицо» и это чистой воды манипулятивная психология.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
Копейский рабочий В Копейске снесут ветхие дома
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/