При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Ударим по бездорожью Ростуризмом

Какие перспективы ждут туристическую сферу Челябинской области, если за развитие дорог возьмется профильное ведомство, выяснило агентство Полит74.
Ударим по бездорожью Ростуризмом
Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Губернатор Алексей Текслер выступил с предложением по развитию дорожной сети в интересах туристической отрасли. По его мнению, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) должно получить приоритетную возможность заниматься планированием по созданию и развитию дорог для туристической сферы.

 - Челябинская область – перспективный регион в плане развития туризма, - отметил Алексей Текслер. - Не влюбиться в нашу природу невозможно. При этом регион обладает большими возможностями по развитию культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, событийного, промышленного туризма. Отдельное направление, которое сегодня обсуждали, – инфраструктура. Она первична. Это дороги, гостиницы, транспорт. У нас есть программы комплексного развития жилья, сельских территорий, дорожная программа. Но если поручить Минтрансу заниматься дорогами для туристической отрасли, то ничего не получится. Это отдельное направление, на которое должны быть предусмотрены специальные деньги. Чтобы Ростуризм определял приоритет.

Мы обратились к представителям сферы туризма и дорожной отрасли, чтобы выяснить, как конкретно инициатива губернатора может быть реализована на практике. Чем отличаются дороги «для туристов» от обычных дорог, какие приоритетные направления нужно развивать в Челябинской области? Почему на данный момент система развития дорог для туризма тормозит, и как Ростуризм сможет регулировать процесс.

Надежды на гигантов туриндустрии мало

Строительство дорог в рекреационные зоны требует значительных средств, которые сможет предоставить только федеральный бюджет. Вряд ли стоит рассчитывать на поддержку крупных корпораций, способных пролоббировать реализацию подобных проектов на Южном Урале.

Озеро Зюраткуль_фото Людмилы Ковалевой (1).jpg

К популярному курорту - национальному парку "Зюраткуль" ведет несколько километров насыпной дороги. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Такое мнение высказал Андрей Минченко, экс-замминистра Минэкономразвития Челябинской области, который ранее курировал туристическую отрасль региона. По его мнению, инициатива, предложенная губернатором Алексеем Текслером, может существенно изменить ситуацию.

- Это очень важное предложение, поскольку приоритеты дорожного строительства сегодня расходятся с туристическими – ключевые для туризма дороги зачастую слабо загружены, не способствуют межмуниципальному и межрегиональному сообщению, а потому не попадают в фокус внимания Национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

Характерный пример – автодорога Меседа-Тюлюк протяжённостью 27 км, которую нужно заасфальтировать. Тупиковая дорога со сравнительно небольшим трафиком, но от нее зависит жизнь села Тюлюк – одной из самых ярких и перспективных туристических локаций Челябинской области, расположенной в окружении трех популярных природных парков: «Иремель», «Зигальга» и «Зюраткуль». Туда вряд ли зайдут гиганты туриндустрии, которые смогут пролоббировать дорогу в свою поддержку. Тюлюк – территория малого бизнеса, село, ставшее исключительно туристическим и возрожденное, в буквальном смысле, руками местных предпринимателей – именно поэтому оно имеет особый колорит. Остается региональный бюджет, но при стоимости реконструкции дороги на уровне 1,4 миллиарда рублей без федеральной поддержки его будет трудно реализовать.

Таких примеров по стране – множество, и не только в дорожной отрасли. Полномочия по развитию туризма распределены между десятком федеральных ведомств, но только у Ростуризма – это важнейший первоочередной приоритет, а для остальных – второстепенные задачи. Вторичность приоритетов препятствует выдающимся результатам. Именно об этом сказал на вчерашнем заседании Президиума Госсовета по развитию туризма губернатор Приморского края Олег Кожемяко, председатель профильной комиссии Госсовета – нужна концентрация полномочий. Ростуризм сегодня – одно из самых малочисленных ведомств в стране, при штате в 100 человек и без подведомственных учреждений уже давно работает за пределами возможного – решает широчайший спектр проблем туриндустрии 85 регионов России.

Собственно, у Челябинской области аналогичная проблема – региональную госполитику в сфере туризма формирует подразделение госведомства штатом 5 человек. Конечно, этого недостаточно для института развития – я подробно рассказывал об этом в своем недавнем интервью на вашем портале. Нужно усиливать приоритетность развития туриндустрии в управленческой вертикали как на федеральном, так и на региональном уровне. Для этого, конечно же, требуются дополнительные ресурсы, но с учетом мультипликативных экономических и социальных эффектов туризма они очень быстро окупятся. Туризм – одна из самых перспективных отраслей, как для Челябинской области, так и для России в целом.

Туризм – это про эмоции

Эту точку зрения поддержал Юрий Звонков, директор отеля «Царский Двор», глава Федерации рестораторов и отельеров Челябинской области, заместитель председателя комитета по туризму при общественной организации предпринимателей «Опора России».

На дороге_фото Каргаполова (25).JPG

Недостаток инфраструктуры может разочаровать туристов. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

- Считаю, инициатива отличная. Я за расширение полномочий Ростуризма в этой части. Однако нужно понимать, что это сильно увеличит нагрузку на и без того загруженное ведомство. Также повлечет дополнительные расходы на органы местной власти. Одно дело провести дорогу от точки А к точке Б. И совсем другое обеспечить грамотный маршрут со всей необходимой инфраструктурой такой как места для стоянок, кемпингов, питание, поддержание дорог в чистоте и надлежащем состоянии круглый год. Требуется комплексный подход заинтересованность всех профильных ведомств.

С другой стороны я никогда не забуду, как пару лет назад после автопробега с семьей по Кипру, где много хоть и по каменистым проселочным дорогам, но проехать на машине к любой дестинации по указателям, мы поехали в путешествие на юг России. По пути увидели знак «церковь в пещере». Не раздумывая, мы свернули с трассы, и попали на размытую после дождя дорогу. Преодолев препятствия, мы уперлись в тупик из свалки, куда местные жители свозили свой мусор. Никакой пещеры там не было, дополнительных указателей тоже.

Безусловно, некорректно сравнивать маленькую страну с благоприятными климатическими условиями и огромную Россию. Но я говорю про негативные эмоции, которые остались. А ведь мы с вами понимаем, что туризм - это именно про эмоции. Лучше бы того знака вообще не было, и мы не тратили драгоценный час на сомнительные поиски достопримечательности.

 Людям нужно добраться до конечной точки

Проблема южноуральских дорог в том, что они нередко находятся в нормативном состоянии только до границ определенных муниципальных образований, ответственных за их эксплуатацию. Но если дорога не нужна для социальных или промышленных целей, должного внимания ей не уделяется.

С инициативой, высказанной губернатором Алексеем Текслером, согласны и в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

- Мы понимаем, что без соответствующей инфраструктуры невозможно продвижение туристических объектов. Необходим комплексный подход к ее развитию. Уже сейчас Миндортранс проводит работу в направлении национальных парков: «Зигальга», «Зюраткуль», «Таганай», - отметили в пресс-службе миндортранса.

Мы обратились за комментарием к специалисту, чтобы выяснить, чем могут отличаться обычные дороги от предназначенных для туризма, а также, какую роль может сыграть Ростуризм в распределении дорожного фонда. На наши вопросы ответил доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат технических наук Николай Горяев.

- Дороги для туристической отрасли ничем не отличаются от обычных дорог – существует единый стандарт. Есть определенные критерии, и любая дорога должна им соответствовать. Речь может идти о повышении категорий дорог, приведении их в более качественное состояние. Допустим, дорога есть, но она мало используется, поэтому ей не уделяется должного внимания, поскольку в хозяйстве она не сильно востребована.

Простой пример, Кыштым-Слюдорудник. Там есть небольшой туристический кластер, но дорога от Кыштыма плохая. Одна из основных проблем региона: часто бывает так, что дорога до какого-то муниципального образования нормальная, поскольку содержится за счет региональных средств, а в самом населенном пункте или районе - в грустном состоянии. А людям-то нужно добраться до конечной точки!

фото_Людмилы_Ковалевой_004.jpg

До красивого поселка Слюдорудник под Кыштымом не так просто добраться. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Есть такие дороги, которые надо отремонтировать, и людям будет приятнее поехать на отдых именно в этом направлении. А есть места, где улучшенных дорог вообще нет, фактически есть только проселочные. Такая, например, ведет от Непряхино к озеру Теренкуль мимо Малого Сунукуля. Там страшная, пыльная дорога с ухабами. При этом туристических объектов достаточно, и они пользуются спросом, автомобили едут постоянно. Там, где есть дороги, которые интересны с точки зрения туризма, их надо приоритетно развивать.

Предполагаемые функции Ростуризма мне оценить сложно – это не их профиль. Ведомство может выступать в качестве оператора, будет оценивать, насколько дорога важна для развития туризма. Если, например, признается важной дорога на Пороги, на Теренкуль, в Слюдорудник, Ростуризм и его региональные представительства выступают координирующим органом, через который проходит финансирование. Но конечное финансирование все равно пройдет через Миндор – дороги находятся у кого-то на балансе, либо у муниципалитета, либо у Миндортранса челябинской области. Для сравнения: в прошлом году закупали автобусы для Челябинска по программе «Чистый воздух», которая проходила через Минэкологии. Они защищали проект, получили федеральное финансирование. Но, в конечном счете, автобусы оказались на балансе области.

Думаю, произойдет сдвиг приоритетов в сторону развития дорог, которые важны для туризма. Они отличаются от социальных дорог, производственных, это несколько иные направления. Может быть, поступит дополнительное финансирование тех направлений, которые с точки зрения социальных поездок граждан, трудовых или для промышленности используются слабо, но для туризма активно. Их приоритетное развитие имеет смысл, - говорит Николай Горяев.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/