Андрей Минченко: В южноуральской туриндустрии может начаться новая эпоха
Андрей Минченко занимался развитием туристической отрасли в правительстве Челябинской области последние два года. В конце июля он ушел в отставку. Наблюдатели уверены, что, скорее всего, новый фронт работ экс-заместителя министра экономического развития региона также будет связан с туризмом. «Полит 74» поговорил с Минченко о состоянии дел в южноуральском туризме.У Челябинской области должен сформироваться устойчивый туристический имидж. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
«Инвестиционный климат в туристической отрасли изменился»
— Андрей Николаевич, несколько дней прошло с вашей отставки, уже готовы озвучить новое направление работы?
— Нет, не готов. Я ушел в отставку только в конце июля, нужно немного отдохнуть.
— Вы возглавили туристическую отрасль Челябинской области одновременно с передачей полномочий по туризму от Минкультуры Минэкономразвития региона и проработали в этой должности два с небольшим года. Как Вы оцениваете происходящие сегодня перемены в госуправлении туризмом в регионе?
— Происходящая реструктуризация – это реализация важнейших решений, которых мы целенаправленно добивались прошедшие два года. Главное здесь не передача полномочий, а то, что в основе – решение губернатора Алексея Текслера о выделении серьезных бюджетных инвестиций на развитие туристической инфраструктуры, а также о централизованном систематическом государственном управлении землями туристских территорий, включая земли гослесфонда. Это краеугольные камни, которых никогда прежде не было в фундаменте туристических госструктур Челябинской области. По степени значимости это может стать началом новой эпохи для нашей туриндустрии.
А сегодня создано специализированное АНО именно для развития туристских территорий. Причём земельные вопросы, лесной фонд и туризм теперь находятся в одном управленческом блоке. Это несомненный организационный прорыв.
На нашем этапе управления мы делали акцент на привлечении внешних по отношению к бюджету Челябинской области ресурсов - частных и федеральных средств, прежде всего для строительства загородных отелей.
Наиболее масштабные достигнутые решения с федеральной поддержкой - это три инвестпроекта на 14,3 млрд руб. с участием Корпорации «Туризм.РФ», в которых уже созданы совместные компании, начата разработка проектной документации, а также выделено 540 млн руб. из федерального бюджета на строительство инженерной инфраструктуры.
Другие важные результаты: участие в пилотном соцзаказе по детским путешествиям - 44,3 млн руб. федеральных средств, 13 федеральных грантов по туристическим проектам в 2021 году на 18,3 млн руб.
Есть успехи в информационном продвижении туротрасли, первый в регионе брендовый маршрут, туристический портал, фото- и видеоконтент, достойное участие в отраслевых выставках. Но за пределами соседних регионов нас по-прежнему воспринимают лишь как промышленный край - потребуется еще несколько лет интенсивного информационного воздействия, чтобы у Челябинской области сформировался устойчивый туристический имидж.
Инвестпроект по строительству эко-отеля в поселке Тургояк простаивал много лет на снятие административных барьеров ушло два года. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Но главное, пожалуй, в другом. Думаю, нам удалось изменить инвестиционный климат в туристической отрасли региона, общие системные условия, включая отношение муниципалитетов и региональных ведомств. Сегодня в нашем реестре 60 новых инвестпроектов по строительству капитальных и модульных загородных гостиниц, которых не было на начало 2020 года. Это более чем 26 млрд рублей возможных инвестиций. Все обеспечены землями в туристских локациях, но большинство - на прединвестиционной стадии: многие нуждаются в заемных средствах, кому-то не хватает капитала, а части масштабных проектов, обеспеченных финансированием, пока препятствуют административные барьеры. Именно здесь, кстати, полномочия в сфере землеустройства и лесоустройства крайне важны, чтобы продвинуть такие проекты. Так или иначе, перспективы порядка 80% от названного объема инвестиций вполне реалистичны, но инвесторам нужно помогать.
«Задачи в туризме очень трудоемки»
— Бытует мнение, что настоящие инвесторы в своих туристических проектах самостоятельно добиваются решения всех проблем, и от помощи госорганов вообще мало что зависит. Так ли это?
— Это распространенное, но довольно поверхностное суждение. На практике за такими проектами часто стоят сильные компании, у которых совсем другие отраслевые приоритеты. Ведь гостеприимство - слишком фондоемкая отрасль с низкой рентабельностью. И если инвесторам активно не помогать преодолевать сложившиеся барьеры, они попросту отложат свои идеи в туризме до лучших времён. Возьмите реализуемые сегодня проекты – в основном это редевелопмент заброшенных пионерлагерей, баз отдыха и коттеджных посёлков, которые простаивали десятилетиями. И множество подобных объектов бездействуют до сих пор, хотя у всех есть собственники.
Андрей Минченко рассказал «Полит74» о состоянии дел в южноуральском туризме.
Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Другой важный момент – это неочевидность алгоритмов господдержки. Язык госуправления зачастую юридически витиеват и непонятен для бизнеса, к тому же за всеми нововведениями нужно следить и успевать их использовать. У крупного бизнеса есть GR-директора, но сфера их внимания, опять же, чаще за пределами туризма. А у малого и среднего хватает своих забот в текущей деятельности. Региональным госорганами необходимо работать со всеми индивидуально - показывать открывающиеся возможности, разъяснять порядок действий, находить решения сложившихся противоречий.
К примеру, без нашего инициативного сопровождения упомянутые три инвестпроекта с Корпорацией «Туризм.РФ» вряд ли были бы заявлены на конкурс, по крайней мере своевременно, и точно не попали бы в реализуемые ТОП-50. Это ведь огромный объем документов, сложная структура проекта, профессионально составленный бизнес-план, причем все нужно было сделать в кратчайшие сроки. Глядя на победу данных проектов в отборе, в январе 2022 из Челябинской области в Корпорацию были направлены еще две заявки на 5,2 млрд руб. Это очень хорошие проекты, и инвесторы продвигают их самостоятельно, но необходимые решения по ним пока не приняты.
Финансовая господдержка - прежде всего инициированная Ростуризмом программа льготного кредитования, снижение НДС для гостиниц, участие «Туризм.РФ» в капитале - это важнейшие меры, без которых масштабное развитие туриндустрии вообще вряд ли возможно.
Третий ключевой аспект - проактивное государственное развитие туристских территорий и объектов, по которым частной предпринимательской инициативы вообще пока нет.
Возьмем, для примера, обанкротившийся отель «Каменный цветок» и муниципальный горнолыжный курорт «Завьялиха». Оба объекта не раз выставлялись на торги, причем по очень низкой цене, но не было подано ни одной заявки – инвесторы считают свои деньги, а там нужны слишком большие допвложения при туманных перспективах окупаемости. Поэтому было весьма непросто убедить Олега Сиротина заняться этими объектами, с выкупом отеля и возможностью государственно-частного партнерства по курорту.
Губернатором дано поручение по разработке туристического мастер-плана по Аркаиму.Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Все перечисленные задачи очень трудоемки, поэтому нужна достаточная команда, чтобы они не утонули в срочной рутине.
— То есть нужно увеличивать штат? Но ведь численность чиновников - весьма неоднозначный вопрос?
— Считаю, что обязательно нужно увеличивать штат, если мы говорим о задачах государственных институтов развития региона - такие вложения всегда окупятся. Тем более, мало кто представляет, насколько сложен в реальности процесс государственного управления, особенно в части новаций.
Возьмём для примера соцзаказ по детским путешествиям. Мы вошли в число 18 пилотных регионов и в этом году везём в краеведческие туры по Челябинской области 8879 детей - поощряем призеров школьных олимпиад. Да, наряду с социальной значимостью, это отличная мера поддержки региональной туриндустрии, о важности которой давно и многое говорилось. Плюс допфинансирование этой меры от Челябинской области - в 7,7 раз больше, чем требовалось, 31% вместо 4%, - лишь 4 из 18 регионов сделали подобней шаг. И в части скорости внедрения этой меры мы на лидирующих позициях - часть регионов еще только пишет те документы, которые мы уже приняли.
Но чего это стоило? Нам пришлось разработать порядка 25 регламентирующих документов, в числе которых, помимо ведомственных, региональные законы и постановления правительства - это сотни согласований, десятки совещаний с ведомствами и туриндустрией. Причем не какая-то пустая бюрократия - это установленные законодательством бюджетные и административные процедуры, призванные исключить все риски «человеческого фактора» и нарушения конкуренции при доведении государственных денег, а также снизить временные издержки родителей.
В штате нашего управления туризма всего 5 человек - треть имеющихся трудовых ресурсов пришлось полностью и навсегда переключить на соцзаказ, пожертвовав частью других задач. Причем справиться коллегам удалось лишь работая «за двоих», и дальше будет только сложнее - пойдут выплаты туроператорам, шлифовка всех процессов - огромный документооборот.
Проще говоря, вторую подобную по трудоемкости меру поддержки имеющимся штатом реализовать будет уже невозможно - это объективный факт. Так хорошо это или плохо - увеличение численности для целей развития? Нетрудно сделать вывод.
«Нужно просто больше путешествовать»
— Исходя из практики, как вы оцениваете работу администраций муниципальных образований по развитию туризма? Кто у нас в области лидирует?
— О чем Вы сожалеете? Что не получилось сделать?
— Пока не удалось продвинуть создание музея атомного проекта и ракетной техники - рассказать туристам о выдающихся достижениях наших ученых и инженеров. Сегодня единственная площадка, ярко подсвечивающая эти замечательные страницы нашей истории - аэропорт имени И. Курчатова - несомненно, один из лучших примеров тематического оформления аэропортов страны, творческая группа прекрасно справилась с задачей. Но аэропорт - не музей, не точка притяжения, это ворота Челябинской области - витрина, которая может дать гостю первое представление о регионе, создать настрой, заинтересовать посетить те или иные достопримечательности.
Договорённости с госкорпорациями Росатом и Роскосмос о предоставлении экспонатов нами были достигнуты, но необходимо построить или выкупить здание для размещения музея - вместе с оборудованием экспозиции на осень 2020 г. затраты оценивалась в 420 млн руб. Учитывая социальную значимость, для якорной туристической аттракции с турпотоком не менее 250 тыс. посещений в год такие расходы представляются вполне целесообразными.
Важно гордиться своей промышленной историей, презентовать ее гостям. В Челябинске есть частная коллекция тракторов - порядка 60 отреставрированных экземпляров - тоже бы получился отличный музей. Но нужно создать условия.
И еще, конечно, обустройство наших природных территорий - санитарные условия, тропы, места отдыха - пока здесь лидируют только нацпарки. Поэтому в 2020 году мы предложили коллегам из «Таганая» взять в управление Александровскую сопку. Землеустройство и лесоустройство уже проведено, теперь нужно помочь им с парковкой и оборудованием.
В отношении региональных природных территорий полномочия оставлены за областным учреждением ООПТ, необходимая перезагрузка коллегами недавно проведена, надеюсь, скоро увидим первые результаты.
— Оглядываясь на практический опыт двух лет, изменились ли Ваши представления о туристическом потенциале Челябинской области, о наших возможностях?
Беседовал Сергей Иванов