Андрей Минченко: В южноуральской туриндустрии может начаться новая эпоха
Андрей Минченко занимался развитием туристической отрасли в правительстве Челябинской области последние два года. В конце июля он ушел в отставку. Наблюдатели уверены, что, скорее всего, новый фронт работ экс-заместителя министра экономического развития региона также будет связан с туризмом. «Полит 74» поговорил с Минченко о состоянии дел в южноуральском туризме.
У Челябинской области должен сформироваться устойчивый туристический имидж. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
«Инвестиционный климат в туристической отрасли изменился»
— Андрей Николаевич, несколько дней прошло с вашей отставки, уже готовы озвучить новое направление работы?
— Нет, не готов. Я ушел в отставку только в конце июля, нужно немного отдохнуть.
— Вы возглавили туристическую отрасль Челябинской области одновременно с передачей полномочий по туризму от Минкультуры Минэкономразвития региона и проработали в этой должности два с небольшим года. Как Вы оцениваете происходящие сегодня перемены в госуправлении туризмом в регионе?
— Происходящая реструктуризация – это реализация важнейших решений, которых мы целенаправленно добивались прошедшие два года. Главное здесь не передача полномочий, а то, что в основе – решение губернатора Алексея Текслера о выделении серьезных бюджетных инвестиций на развитие туристической инфраструктуры, а также о централизованном систематическом государственном управлении землями туристских территорий, включая земли гослесфонда. Это краеугольные камни, которых никогда прежде не было в фундаменте туристических госструктур Челябинской области. По степени значимости это может стать началом новой эпохи для нашей туриндустрии.
Эксперт по туризму назвал Челябинскую область подходящим регионом для отдыха на водоемах Читать далее
А сегодня создано специализированное АНО именно для развития туристских территорий. Причём земельные вопросы, лесной фонд и туризм теперь находятся в одном управленческом блоке. Это несомненный организационный прорыв.
На нашем этапе управления мы делали акцент на привлечении внешних по отношению к бюджету Челябинской области ресурсов - частных и федеральных средств, прежде всего для строительства загородных отелей.
Наиболее масштабные достигнутые решения с федеральной поддержкой - это три инвестпроекта на 14,3 млрд руб. с участием Корпорации «Туризм.РФ», в которых уже созданы совместные компании, начата разработка проектной документации, а также выделено 540 млн руб. из федерального бюджета на строительство инженерной инфраструктуры.
Другие важные результаты: участие в пилотном соцзаказе по детским путешествиям - 44,3 млн руб. федеральных средств, 13 федеральных грантов по туристическим проектам в 2021 году на 18,3 млн руб.
Есть успехи в информационном продвижении туротрасли, первый в регионе брендовый маршрут, туристический портал, фото- и видеоконтент, достойное участие в отраслевых выставках. Но за пределами соседних регионов нас по-прежнему воспринимают лишь как промышленный край - потребуется еще несколько лет интенсивного информационного воздействия, чтобы у Челябинской области сформировался устойчивый туристический имидж.
Инвестпроект по строительству эко-отеля в поселке Тургояк простаивал много лет на снятие административных барьеров ушло два года. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Но главное, пожалуй, в другом. Думаю, нам удалось изменить инвестиционный климат в туристической отрасли региона, общие системные условия, включая отношение муниципалитетов и региональных ведомств. Сегодня в нашем реестре 60 новых инвестпроектов по строительству капитальных и модульных загородных гостиниц, которых не было на начало 2020 года. Это более чем 26 млрд рублей возможных инвестиций. Все обеспечены землями в туристских локациях, но большинство - на прединвестиционной стадии: многие нуждаются в заемных средствах, кому-то не хватает капитала, а части масштабных проектов, обеспеченных финансированием, пока препятствуют административные барьеры. Именно здесь, кстати, полномочия в сфере землеустройства и лесоустройства крайне важны, чтобы продвинуть такие проекты. Так или иначе, перспективы порядка 80% от названного объема инвестиций вполне реалистичны, но инвесторам нужно помогать.
«Задачи в туризме очень трудоемки»
— Бытует мнение, что настоящие инвесторы в своих туристических проектах самостоятельно добиваются решения всех проблем, и от помощи госорганов вообще мало что зависит. Так ли это?
— Это распространенное, но довольно поверхностное суждение. На практике за такими проектами часто стоят сильные компании, у которых совсем другие отраслевые приоритеты. Ведь гостеприимство - слишком фондоемкая отрасль с низкой рентабельностью. И если инвесторам активно не помогать преодолевать сложившиеся барьеры, они попросту отложат свои идеи в туризме до лучших времён. Возьмите реализуемые сегодня проекты – в основном это редевелопмент заброшенных пионерлагерей, баз отдыха и коттеджных посёлков, которые простаивали десятилетиями. И множество подобных объектов бездействуют до сих пор, хотя у всех есть собственники.
Андрей Минченко рассказал «Полит74» о состоянии дел в южноуральском туризме.
Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Другой важный момент – это неочевидность алгоритмов господдержки. Язык госуправления зачастую юридически витиеват и непонятен для бизнеса, к тому же за всеми нововведениями нужно следить и успевать их использовать. У крупного бизнеса есть GR-директора, но сфера их внимания, опять же, чаще за пределами туризма. А у малого и среднего хватает своих забот в текущей деятельности. Региональным госорганами необходимо работать со всеми индивидуально - показывать открывающиеся возможности, разъяснять порядок действий, находить решения сложившихся противоречий.
К примеру, без нашего инициативного сопровождения упомянутые три инвестпроекта с Корпорацией «Туризм.РФ» вряд ли были бы заявлены на конкурс, по крайней мере своевременно, и точно не попали бы в реализуемые ТОП-50. Это ведь огромный объем документов, сложная структура проекта, профессионально составленный бизнес-план, причем все нужно было сделать в кратчайшие сроки. Глядя на победу данных проектов в отборе, в январе 2022 из Челябинской области в Корпорацию были направлены еще две заявки на 5,2 млрд руб. Это очень хорошие проекты, и инвесторы продвигают их самостоятельно, но необходимые решения по ним пока не приняты.
Финансовая господдержка - прежде всего инициированная Ростуризмом программа льготного кредитования, снижение НДС для гостиниц, участие «Туризм.РФ» в капитале - это важнейшие меры, без которых масштабное развитие туриндустрии вообще вряд ли возможно.
Третий ключевой аспект - проактивное государственное развитие туристских территорий и объектов, по которым частной предпринимательской инициативы вообще пока нет.
Возьмем, для примера, обанкротившийся отель «Каменный цветок» и муниципальный горнолыжный курорт «Завьялиха». Оба объекта не раз выставлялись на торги, причем по очень низкой цене, но не было подано ни одной заявки – инвесторы считают свои деньги, а там нужны слишком большие допвложения при туманных перспективах окупаемости. Поэтому было весьма непросто убедить Олега Сиротина заняться этими объектами, с выкупом отеля и возможностью государственно-частного партнерства по курорту.
Губернатором дано поручение по разработке туристического мастер-плана по Аркаиму.Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Все перечисленные задачи очень трудоемки, поэтому нужна достаточная команда, чтобы они не утонули в срочной рутине.
— То есть нужно увеличивать штат? Но ведь численность чиновников - весьма неоднозначный вопрос?
— Считаю, что обязательно нужно увеличивать штат, если мы говорим о задачах государственных институтов развития региона - такие вложения всегда окупятся. Тем более, мало кто представляет, насколько сложен в реальности процесс государственного управления, особенно в части новаций.
Возьмём для примера соцзаказ по детским путешествиям. Мы вошли в число 18 пилотных регионов и в этом году везём в краеведческие туры по Челябинской области 8879 детей - поощряем призеров школьных олимпиад. Да, наряду с социальной значимостью, это отличная мера поддержки региональной туриндустрии, о важности которой давно и многое говорилось. Плюс допфинансирование этой меры от Челябинской области - в 7,7 раз больше, чем требовалось, 31% вместо 4%, - лишь 4 из 18 регионов сделали подобней шаг. И в части скорости внедрения этой меры мы на лидирующих позициях - часть регионов еще только пишет те документы, которые мы уже приняли.
Но чего это стоило? Нам пришлось разработать порядка 25 регламентирующих документов, в числе которых, помимо ведомственных, региональные законы и постановления правительства - это сотни согласований, десятки совещаний с ведомствами и туриндустрией. Причем не какая-то пустая бюрократия - это установленные законодательством бюджетные и административные процедуры, призванные исключить все риски «человеческого фактора» и нарушения конкуренции при доведении государственных денег, а также снизить временные издержки родителей.
В штате нашего управления туризма всего 5 человек - треть имеющихся трудовых ресурсов пришлось полностью и навсегда переключить на соцзаказ, пожертвовав частью других задач. Причем справиться коллегам удалось лишь работая «за двоих», и дальше будет только сложнее - пойдут выплаты туроператорам, шлифовка всех процессов - огромный документооборот.
Проще говоря, вторую подобную по трудоемкости меру поддержки имеющимся штатом реализовать будет уже невозможно - это объективный факт. Так хорошо это или плохо - увеличение численности для целей развития? Нетрудно сделать вывод.
«Нужно просто больше путешествовать»
— Исходя из практики, как вы оцениваете работу администраций муниципальных образований по развитию туризма? Кто у нас в области лидирует?
Минобороны России передает в собственность Чебаркулю земельные участки Читать далее
— О чем Вы сожалеете? Что не получилось сделать?
— Пока не удалось продвинуть создание музея атомного проекта и ракетной техники - рассказать туристам о выдающихся достижениях наших ученых и инженеров. Сегодня единственная площадка, ярко подсвечивающая эти замечательные страницы нашей истории - аэропорт имени И. Курчатова - несомненно, один из лучших примеров тематического оформления аэропортов страны, творческая группа прекрасно справилась с задачей. Но аэропорт - не музей, не точка притяжения, это ворота Челябинской области - витрина, которая может дать гостю первое представление о регионе, создать настрой, заинтересовать посетить те или иные достопримечательности.
Договорённости с госкорпорациями Росатом и Роскосмос о предоставлении экспонатов нами были достигнуты, но необходимо построить или выкупить здание для размещения музея - вместе с оборудованием экспозиции на осень 2020 г. затраты оценивалась в 420 млн руб. Учитывая социальную значимость, для якорной туристической аттракции с турпотоком не менее 250 тыс. посещений в год такие расходы представляются вполне целесообразными.
Важно гордиться своей промышленной историей, презентовать ее гостям. В Челябинске есть частная коллекция тракторов - порядка 60 отреставрированных экземпляров - тоже бы получился отличный музей. Но нужно создать условия.
И еще, конечно, обустройство наших природных территорий - санитарные условия, тропы, места отдыха - пока здесь лидируют только нацпарки. Поэтому в 2020 году мы предложили коллегам из «Таганая» взять в управление Александровскую сопку. Землеустройство и лесоустройство уже проведено, теперь нужно помочь им с парковкой и оборудованием.
В отношении региональных природных территорий полномочия оставлены за областным учреждением ООПТ, необходимая перезагрузка коллегами недавно проведена, надеюсь, скоро увидим первые результаты.
— Оглядываясь на практический опыт двух лет, изменились ли Ваши представления о туристическом потенциале Челябинской области, о наших возможностях?
Беседовал Сергей Иванов
