Автор: Елена ИЛЬИНА.

Три команды, нехитрый инвентарь, спортивный азарт...

Это не соревнование, но здесь важно понимать: в любом из заданий общий результат зависит и от тебя тоже. Выйдя из сложнейшей ситуации в нелегком упражнении, одна из команд уже ликует: получилось! В спортзале профучилища-интерната № 2 ребята из детских домов впервые встретились со своими будущими наставниками. Спортивное единение, кажется, состоялось, а значит, проект общественного фонда «Вклад в будущее» стартовал успешно.

Сказки о главном

Строго говоря, о начале проекта «Навстречу взрослой жизни» можно было вести речь еще летом, когда активисты фонда занялись поисками волонтеров, готовых отдавать свое время и силы тем, кто только что покинул детдом. Обратились к социальным сетям, потом, как водится, вступило в действие сарафанное радио. Желающих поддержать ребят на пороге взрослого мира набралось около тридцати человек. До первого серьезного этапа дошли шестнадцать.

Идея наставничества возникла не случайно — это логическое продолжение предыдущих проектов фонда «Вклад в будущее».

— В мае мы проводили конкурс красоты среди воспитанниц детских домов, — рассказывает председатель фонда и руководитель проекта Наталья Жумашева. — За время подготовки мы во многом «создали» этих девчонок — и как потом их оставить? Я задумалась о том, куда выпускники детдомов идут дальше, и поняла, что зачастую они просто теряются в социуме, пропадают. Государственная система сопровождения, как правило, результата не дает. Подавляющее большинство выпускников не понимает, что в обществе у каждого есть определенные обязательства, что для достижения целей надо трудиться. Стала изучать статистику — выяснилось, что лишь малый процент этих ребят успешно заканчивают вузы, создают собственные семьи. Зато огромное число тех, кто, увы, опускается на дно. Наша задача — научить выпускников ориентироваться во взрослой жизни, добиваться в ней успеха и благополучия.

Разумеется, стать благополучным мечтает каждый из ребят. Когда в профучилище-интернате № 2 объявили о проекте, анкеты заполнили 25 человек из числа детей-сирот. Руководитель фонда предложила будущим участникам написать сказку о семье — не сочинение, а именно сказку. Ребята написали о том, что в их жизни было, и о том, чего бы они хотели. Наталья Жумашева признается: эти сказки читала со слезами на глазах. Оказалось, иметь настоящую семью хотят все без исключения.

Навыки доверия и уроки танго

Профессиональное училище-интернат № 2 стало первым учебно-воспитательным заведением, откликнувшимся на инициативу общественников. Интернат специализируется на обучении инвалидов по слуху, но здесь получают профессиональную подготовку и сироты. Причем выпускники детдомов имеют льготу: после двух лет обучения они могут остаться в интернате еще на такой же срок и получить вторую профессию. Активистов фонда «Вклад в будущее» училище-интернат № 2 привлекло тем, что здесь учатся ребята из детских домов области: в отличие от воспитанников челябинских учреждений, которые не знают недостатка во внимании общественности и депутатов всех уровней, эти дети, к сожалению, зачастую такой поддержкой обделены.

— Мы региональный фонд, — поясняет Наталья Жумашева, — поэтому сосредоточиться решили именно на детях из населенных пунктов области. В будущем планируем распространить опыт наставничества в других южноуральских городах. Руководители всех детских домов уже в курсе. Первоначально задумывалось, что одна часть наставников будет заниматься с выпускниками детдомов, другая — с теми, кто только готовится к выпуску. Но пока остановились на группе ребят из этого интерната.

Сегодняшнее знакомство молодежи с будущими наставниками было построено в форме так называемого веревочного курса. По словам специалистов приглашенной тренинговой компании, эта методика направлена на формирование навыков командообразования. Свое название курс получил по характеру используемого в упражнениях инвентаря. Упражнения физические, но в большей степени, говорят психологи, это зарядка для ума: каждому участнику важно понять ценность команды, осознать собственную ответственность, разобраться, каким нужно быть, чтобы весь коллектив смог добиться успеха. После каждого упражнения команда делает выводы: что получилось, что нет и почему.

Следующим этапом коллективных занятий ребят с наставниками будет тренинг по целеполаганию. Юношам и девушкам предстоит поставить перед собой три цели в разных направлениях по собственному выбору — это могут быть и вершины в учебе, и достижение материального благополучия. Каждую неделю наставник и его подопечный будут созваниваться и делиться своими успехами. А раз в месяц планируется проводить общие встречи и всем вместе обсуждать, как далеко каждому из участников проекта удалось продвинуться.

В конце ноября намечено провести еще одно знаковое мероприятие — трехчасовой семинар, где будет задан настрой на создание семьи. Речь пойдет об искусстве строить семейные отношения, а также о пагубности вредных привычек. Однако не стоит думать, что проект носит исключительно морализаторский характер. Его участников ждут и масштабная новогодняя акция, и даже урок аргентинского танго.

Наука благополучия

Несмотря на несколько спонтанный подход к поиску наставников для проекта, людей случайных среди них нет. Все, кто заявил о своем желании поддержать выпускников детдомов, проходили психологическое тестирование и тренинги личностного роста. Сотрудники фонда заключили с наставниками договоры, предварительно попросив представить справки от нарколога, психиатра, инфекциониста и документ об отсутствии судимости. Все это вместе с анкетами и документами ребят систематизировано в фонде.

На призыв общественников откликнулись люди самого разного возраста, рода занятий и интересов: у одних это спорт, у других — путешествия, у третьих — книги. Проект полностью благотворительный, говорят организаторы, и единственным, пожалуй, его спонсором является одна из частных компаний. Ее руководитель Константин Вершков, отец троих сыновей и убежденный приверженец здорового образа жизни, помимо статуса благотворителя решил взять на себя и роль наставника.

— Наталья Жумашева обратилась ко мне год назад, — рассказывает Константин. — Честно говоря, даже не знаю, как она на меня вышла. Мы помогли по одному из проектов фонда организовать для детей поездку на экскурсию в Екатеринбург, подготовили подарки к Новому году, собрали игрушки для детских домов. Проект «Навстречу взрослой жизни», по-моему, интересен тем, что он в первую очередь прикладной. Материально сегодня в детских домах ребята обеспечены всем, а вот участия им не хватает. Конечно, общение с педагогами дает им много, но все-таки это узкий круг. И когда разговариваешь с детьми, замечаешь, что интересы их дальше училища не идут. А в числе наставников — люди самые разносторонние, готовые поделиться своим опытом, заинтересовать своими увлечениями. Наша задача — показать ребятам, что в этом мире существует масса возможностей. Ведь многие из этих детей талантливы. И если человек хочет развивать свои способности — а участие в проекте добровольное, — мы сможем в этом помочь.

Итак, работа началась, шестнадцать ребят выбрали себе наставников — по одному на каждого. В тесном общении им предстоит провести целый год. Организаторы не ждут, что этот год будет простым. Но, по убеждению Натальи Жумашевой, если даже треть детей придет к финалу с успехом, это уже будет победа. Под успехом здесь понимают достижение ребенком личных целей — хотя бы одной из трех.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/