При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

СВО и пандемия изменили принципы работы детских кружков и секций в Челябинске

Начало учебного года для многих родителей и детей связано не только со стартом уроков в школе, но и возобновлением работы кружков и секций.
СВО и пандемия изменили принципы работы детских кружков и секций в Челябинске
Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

О том, как на сегодняшний день работает система дополнительного образования в Челябинске, мы поговорили с Ириной Леонидовной Качуро – начальником отдела обеспечения развития воспитательных систем и дополнительного образования.

- Как изменилась система дополнительного образования за последние годы? Как на нее повлияла пандемия и переход на дистанционные формы обучения? Закрепились ли какие-то новые образовательные формы после пережитой трансформации?

- Пандемия вызвала закрытие многих образовательных учреждений и ограничения в проведении очных занятий. В результате многие поставщики услуг в сфере дополнительного образования были вынуждены перейти на онлайн-формат. Это позволило сохранить и продолжить образовательный процесс в условиях ограничений, однако также привело к некоторым сложностям.

Одной из основных проблем проведения образования в дистанционном формате стал доступ к современным технологиям и интернету. Некоторые учащиеся не имели возможности получить доступ к онлайн-урокам из-за ограниченного интернета или отсутствия устройств для обучения. Чтобы решить эту проблему, многие организации предоставляли учащимся необходимые устройства.

Занятия_фото Каргаполова (1).JPG Южноуральцы могут оплатить кружки и секции для детей электронным сертификатом Читать далее

Переход на дистанционное обучение повлиял на содержание и методы обучения. Преподаватели и педагоги пришлось адаптировать свои программы и методики для онлайн-формата. Было разработано большое количество интерактивных материалов, видеоуроков, онлайн-практикумов и платформ для совместной работы обучающихся.

После пандемии закрепились некоторые новые образовательные формы. Одной из них является гибридное обучение, которое сочетает в себе элементы очного и дистанционного обучения. Это позволяет совмещать преимущества обоих форматов и создавать более гибкий образовательный процесс. Более распространенным стало использование онлайн-платформ и сервисов, которые могут быть доступны каждому учащемуся независимо от места его нахождения.

- Внешнеполитическая и экономическая ситуация предъявляет к системе образования новые требования. Акцент делается на том, что детям больше необходимы технические знания и умения в сфере информационных технологий. Как именно перестраивается система дополнительного образования под новые реалии?

- Одним из важных изменений является расширение предложения курсов и программ, связанных с информационными технологиями. Детям предоставляется возможность изучать различные аспекты программирования, робототехники, искусственного интеллекта и других смежных областей. При этом акцент делается не только на получении теоретических знаний, но и на практическом применении этих навыков.

Уделяется внимание развитию навыков коммуникации, творчества и критического мышления. Вместе с техническими знаниями, эти навыки помогают детям стать готовыми к работе в современном информационном обществе.

За время пандемии многие педагоги адаптировали свои программы для дистанционного формата

Кибербезопасность также является важной составляющей в сфере информационных технологий. С увеличением зависимости от цифровых технологий и увеличением числа киберугроз, защита информации становится все более актуальной. В свете этого, образовательные программы по кибербезопасности становятся также неотъемлемой частью системы образования. Молодежь должна быть осведомленной о методах защиты своих данных и сетевой безопасности в целом. Обучение в области кибербезопасности обеспечивает не только безопасность личных данных, но и готовит специалистов, которые смогут эффективно справляться с киберугрозами в будущем.

- Есть ли в системе дополнительного образования невостребованные направления? Насколько оперативно происходит ротация на более популярные кружки и секции?

- Все направления находят спрос среди детей и подростков, но есть более и менее популярные. Нельзя сказать, что существуют абсолютно невостребованные направления. Как правило, в системе дополнительного образования работает механизм ротации. Если определенное направление становится менее популярным, а другие – более востребованными, организаторы могут адаптировать предложение в соответствии с интересами детей и подростков.

- Как налажена обратная связь с родителями? Учитываются ли их потребности и ожидания от системы образования?

1-sentyabrya_foto-Kovalevoy-_6_.jpg В Челябинске растет количество детей, которые не ходят в школуЧитать далее

- Организации дополнительного образования стараются установить открытый и систематический канал коммуникаций с родителями. Регулярно проводят собрания или консультации для предоставления информации о текущих и будущих мероприятиях, программах и изменениях. Отправляются электронные письма и информационные рассылки, которые держат родителей в курсе последних событий, достижений и обновлений. Используются онлайн-платформы, где родители могут получить доступ к информации о расписании, успехах своих детей и другой важной информации. В учреждениях организовывают дни или мероприятия, на которых родители могут наблюдать за занятиями детей.

Большинство организации дополнительного образования стремятся принимать во внимание пожелания и мнения родителей. Это может проявляться в адаптации программ и расписаний под запросы родителей, учете предпочтений при выборе направлений занятий и так далее. Системы дополнительного образования обычно стараются находить баланс между предоставлением максимально полезных и интересных программ для детей и учетом родительской обратной связи.

- Насколько актуален кадровый вопрос для дополнительного образования? Где готовят педагогов, какие требования к ним предъявляются? Все ли обязаны иметь педагогическое образование, или важна их специализация на определенном направлении – художественном, прикладном, спортивном, техническом и так далее?

- Педагогические кадры для дополнительного образования обычно готовят в учебных заведениях, специализирующихся на педагогическом образовании.

В большинстве случаев педагоги, работающие в дополнительном образовании, должны иметь соответствующее педагогическое образование. Это позволяет им понимать основы педагогики, психологии и методик преподавания. В зависимости от направления дополнительного образования, требуется также специализированное знание в конкретной области.

Некоторые курсы дополнительного образования могут предоставлять возможность работать педагогам без формального педагогического образования, но с большим опытом в определенной области (например, профессиональные художники, спортсмены и т.д.). Важен баланс между педагогической подготовкой и специализированными знаниями, чтобы обеспечить качественное образование.

Некоторые кружки и секции позволяют опытным специалистам работать без формального педагогического образования

- Существует мнение, что вся система дополнительного образования сейчас платная, на бесплатные кружки и секции практически не попасть. Как осуществляется запись на занятия? Действительно ли все они требуют родительской оплаты?

- В системе дополнительного образования существует разнообразие форматов и организаций, и не все они требуют обязательной родительской оплаты. Многие организации и учреждения действительно предлагают платные программы, которые могут предоставлять более широкий спектр образовательных услуг и возможностей. Но существует множество бесплатных или демократично оплачиваемых кружков и секций.

Организации могут выделять бюджетные места, чтобы обеспечить доступность образовательных возможностей для более широкой аудитории. Это может быть особенно актуально для детей из малообеспеченных семей или для тех, кто проявляет выдающиеся способности в определенных областях. Такие бесплатные или льготные места могут предоставляться через государственные, муниципальные или частные инициативы.

Запись на занятия в дополнительных образовательных программах может осуществляться различными способами: через официальные веб-сайты учреждений, посредством звонков, личного посещения офисов организаций и т.д. Однако для бесплатных программ, особенно если они поддерживаются государством или другими организациями, может быть установлен определенный процесс подачи заявок или отбора участников.

ДЛЯ СПРАВКИ

В южноуральской столице работает 21 организация дополнительного образования, включая детские и молодежные центры, школы и студии искусств, спортивные школы, языковые школы и другие образовательные учреждения. В этих учреждениях занято 1569 работников и 911 педагогических работников. В организациях занимается 152198 детей и подростков. В системе дополнительного образования насчитывается 4055 образовательных программ и курсов по различным направлениям, таким как туристско-краеведческая (196), естественно-научная (247), техническая (400), социально-гуманитарная (856), физкультурно-спортивная (780) и художественная (1576).

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий В Копейске прошел Всероссийский субботник
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/