При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

На Южном Урале растет спрос на секции робототехники

С чем связана возросшая востребованность, и как влияет детское хобби на будущую профессию, в материале.
На Южном Урале растет спрос на секции робототехники
Уже сейчас некоторые "детские роботы" могут моделировать промышленные процессы, например, сборки автомобиля. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама).

Уже сейчас некоторые "детские роботы" могут моделировать промышленные процессы, например, сборки автомобиля. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама).

В прошлом разговоре с директором регионального центра технического творчества Владиславом Халамовым мы обсудили, почему дети и их родители принимают решение пойти в кружок робототехники. В продолжение темы мы узнали у Владислава Николаевича, как центр помогает ребятам определиться с будущей профессией и сколько из них потом свяжут свою жизнь с робототехникой.

От хобби до профессии

— Как за последнее время изменилась сфера применения робототехники?

фото_Людмилы_Ковалевой_046.jpg

Владислав Халамов специально для Полит74 о том, почему робототехникой нужно заниматься в привязке с профессией. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

—  Всё чаще мы стали встречать роботов в службе доставки. Это может быть самый обычный вертолёт небольших размеров, который несёт на себе необходимый груз как почтальон, либо как курьер в труднодоступных местах.

Развивается и такое направление, как гражданская охрана с беспилотников. Например, у вас идёт стройка. Теперь не нужно нанимать охранников, достаточно двух дронов, которые будут сменять друг друга. Появилась возможность дистанционно контролировать и большие территории промышленных предприятий. Как только у них что-то выходит за периметр, доходит до смешного даже - трубы выходят за территорию, и у этих предприятий их кто-то раз в три месяца выкапывает - дрон во время облёта всё фиксирует и сигнализирует о происшествии.
         Активно развивается робототехника в сельском хозяйстве. Например, для управления комбайнами, когда ручное управление, он должен одну полосу соединить с другой. От точности этого совмещения зависит очень многое: если он захватывает часть пустого пространства, то у вас будут лишние проходы, соответственно, расход времени и топлива. Если он что-то оставляет, то будет недобор урожая. Это очень сложно, когда работник по 12 часов в день управляет этим комбайном - то либо первое, либо второе случится обязательно.

Вот смотрите, я вам сходу назвал несколько примеров. Всему этому мы учим ребят. По большому счёту, от нашего школьного робота до описанных - буквально один шаг, а этот шаг нужно сделать через колледж или вуз. У нас есть кафедры, факультеты, с которыми мы более плотно сотрудничаем. Как только ребёнок начал занятия с детского сада, потом перешёл в начальную, среднюю школу, вместе с ним взрослеют, а точнее, усложняются и роботы, с которыми он взаимодействуют. От машинки, которая ездит по линии до робота, играющего в футбол. Потом проходит стыковка со «взрослыми» роботами.

— А как развивалась детская робототехника?

— До какого-то момента школьная робототехника сводилась к успеху в участии в соревнованиях. Эти соревнования зрелищные, они действительно очень крутые. Когда в 2005 году впервые появились робототехнические конструкторы, доступные для детей. С одной стороны, их может программировать ребёнок, с другой - функции этих устройств просто поражали воображение. В те времена было диковинкой, если твоя машина может ездить по траектории или может собрать маленькие банки из-под напитков, она может сыграть в бильярд с другой такой же машиной, это вообще считалось фантастикой. С другой стороны, азарт в программировании этих машин давал большое вовлечение детей и большое количество увлечённых ребят. Тогда начали проводить соревнования, в которых участвовали сотни команд и сотни зрителей. Получалось своего рода научное шоу.

Дальше время развивалось и после 2010 года мы стали всё чаще задавать себе вопрос: как это связано с профессией ребёнка? И у нас появилось целое направление «Инженерные кадры России». Это большое движение, суть которого заключается в том, что каждая лаборатория робототехники, каждый кружок так или иначе привязан к тем партнёрам, куда дети потом смогут пойти работать. Это предприятия реального сектора из самых разных отраслей. Там представлены и горнодобывающие, и металлургические, и машиностроительные, и пищевые, и многие другие. За счёт взаимодействия с партнёрами дети начали делать роботов, которые не только разбирают кубики по цветам или быстро ездят, но и те, которые моделируют некоторые промышленные задачи. Чтобы создать подобных роботов, ребёнку необходимо не только уметь конструировать самих роботов, ему необходимо знать производство, под которое он создаёт робота. То есть, ученику нужно изучить технологический процесс и под конкретную задачу, которая ставится команде - сделать робота. Задачи самые разные: кому-то необходимо оптическое зрение, кому-то нужен сортировщик писем, кому-то нужны умные инкубаторы или теплицы. Так появились новые соревнования, где ребята состязаются не в том, у кого робот быстрее, а насколько лучше им удалось усовершенствовать устройство для технологического цикла своего партнёра.

Рынок труда требует новые специальности и современное мышление

— Почему вообще важно обучать детей робототехнике в привязке к будущей профессии?

DSC_7825.JPG

Ещё недавно было диковинкой, чтобы запрограммированный детьми робот мог ездить по заданной траектории.Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)»)

— У нас в регионе, как и по всей России, существует проблема: лучшие дети стремятся уехать в столицу. Для нас это плохо, кто же здесь будет развивать экономику? Кроме того, выпускники школ выбирают не те специальности, которые нужны нашим производственным предприятиям. Сейчас, к счастью, ситуация меняется. Если раньше в приоритете были специальности бухгалтеров, экономистов, юристов и так далее, теперь этот список видоизменяется. Поэтому вопрос востребованности робототехников, кружков и команд, создающих устройства под предприятия сейчас - самая актуальная тема. То, что я описал, даёт ребятам, с одной стороны, к окончанию школы понимание, как это работает, а с другой - сами ребята становятся квалифицированными кадрами, чтобы дальше взаимодействовать с робототехникой. Вся мифология, возникшая вокруг роботов и искусственного интеллекта на сегодня больше мифы для прессы, а по сути эти устройства очень дорогие, требующие грамотного обслуживания, грамотного сопровождения. Нам нужны хорошие специалисты, чтобы это делать, и кадры в данном случае в прямом смысле решают всё.

— Вот если нам так необходимы специалисты роботехники, то может нам её включить в школьную программу?

— Я против таких революционных включений. То у нас модны спортивные направления, то технические, то социальные. Школьная программа традиционно состоит из математики, физики, родной речи и так далее, не нужно этой кампанейщины. Для того, чтобы развивать увлечение, существует дополнительное образование. И в нём это направление представлено широко. А вообще, если считать дополнительное образование частью школьной, то робототехника уже включена, просто неформально. Ничего революционно менять не нужно.

Юные южноуральцы подают большие надежды

 — Всё-таки не могу не спросить, как наши школьники выступают на конкурсах? Может быть, какие-то их разработки уже внедряются?

— У нас на Южном Урале много ребят - победителей престижных соревнований всероссийского уровня. Что же касается внедрения, то здесь нужно понимать, что оно происходит с помощью команды взрослых. Самое главное, что ребёнок со своим проектом растёт. У нас много положительных примеров, когда проект ребёнка стал его «билетом в жизнь», и когда ведущие вузы России боролись за этого ребёнка.

— Можно ли выделить некоторые доли детей, которые потом будут реально профессионально заниматься робототехникой?

— Мы говорим о том, что у нас из занимающихся больше половины так или иначе свяжут с этим направлением свою жизнь. Связать жизнь – это не значит, что он пойдёт прямо на кафедру робототехники, а то, что он может пойти и в электронику, и в программирование, жизнь его будет так или иначе включать этот момент. Что же касается проектных команд, то, когда ребёнок работает с командой предприятия-партнёра, то эта доля ещё выше, от 60 до 65 процентов.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/