При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

Владислав Халамов: «Робот для современного ребёнка – часть окружающего мира»

Рассказываем, как родители и дети выбирают робототехнику.
Владислав Халамов: «Робот для современного ребёнка – часть окружающего мира»
Первым шагом к постижению робототехники может стать незатейливое программирование. Например, задать роботу простой маршрут. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Первым шагом к постижению робототехники может стать незатейливое программирование. Например, задать роботу простой маршрут. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

IMG_20230303_115744.jpg Соревнования юных инженеров и робототехников в Челябинске привлекли внимание промышленников Читать далее
В Челябинской области действует Региональный центр технического творчества, в котором дети и школьники могут познакомиться с самыми разными отраслями знаний, в том числе и с робототехникой. Корреспондент Полит74 пообщался с директором центра Владиславом Халамовым и узнал у него, что для современных детей роботы и почему они идут изучать именно робототехнику.

Роботы вокруг нас

— Как изменились дети с активным внедрением робототехники в нашу жизнь?

DSC_7740.JPG

Посредством конструкторов ребёнок понимает, что роботов можно собирать и конструировать.Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама) 

— Когда задают этот вопрос, с одной стороны, хочется поддержать такой настрой: всё поменялось, дети у нас рождаются сразу кандидатами технических наук. В жизни всё происходит иначе: дети рождаются маленькими, потом учатся ходить, затем говорить, потом идут в детский садик, школу. Знания им даются порционно. В какой-то момент происходит знакомство с роботами. Когда мы 30, 40, 50, 100 лет назад учили ребёнка, вот он в избе находится, оглядывается: у него есть печка, лавка, стол - это окружающий мир для него. А сейчас среди этих предметов у него есть и роботы – это и стиральная машина, и микроволновая печь и многие другие вещи. Если говорить о классическом понимании, то робот – это устройство, у которого есть микропроцессор и исполнительные устройства, они могут быть самыми разными. Уберите что-то из этого - и будет уже не робот, а, например, автомат. Робот для современного ребёнка – часть окружающего мира и, как любую другую часть, он её изучает и в конечном счёте понимает, что робот состоит из самых разных деталей, приходит осознание, что эту вещь можно как-то собирать, конструировать. Здесь уже на помощь приходят конструкторы.

— В этом контексте, какова тогда задача вашего центра?

— Пояснить, для каких функций предназначены роботы. С детьми мы начинаем с самых простых игровых моделей. Можно оттолкнуться от того, что за один мастер-класс ребёнка можно научить программировать робота на езду по прямой линии. На соревнованиях мы расширяем задачи: роботы ездят по более сложной траектории или в лабиринте, играют в бильярд, очень популярны соревнования, когда робот с роботом соперничают, например робосумо или робофутбол.

— Насколько сложно обучить ребят вот этому всему?

— Требуется очень большая работа. Шоу как элемент используется, ребёнок первый раз пришёл, заинтересовался, момент вовлечения происходит. А дальше такая же учёба. Мы учим наших детей, чтобы они умели этим пользоваться, для этого нужно знать электронику, механику, программирование. А это такой же тяжёлый труд, как обучение иностранным языкам или физике. Занимаются у нас с самого раннего возраста, прям с дошкольного. По всей области у нас учится 9500 детей, это самые разные направления: авиа- и судомоделирование, виртуальные технологии, непосредственно робототехников у нас 1778 человек. Есть ещё одна цифра если вам интересно, у нас же дети не только учатся, но и участвуют в различных мероприятиях, вот этот показатель составляет порядка 30 000 детей. Это дети, пусть и не у нас занимаются, но участвуют в наших событиях, их проходит в течение года более ста.

Звучность названия играет роль

— Почему вообще дети начинают интересоваться робототехникой или почему родители их отдают именно на это направление?

— Я расскажу вам сначала правду, а потом красиво. Первое заключается в том, что робототехника на слуху и она популярна. Родители, даже зачастую взрослых детей, не знают, что роботы – это и механика, и электроника, и программирование. Понятие «строить роботов» сложносочетаемое. Один в данном случае в поле не воин, а воин – команда, в которой кто-то отвечает за механическую часть, кто-то за микропроцессорную часть, а кто-то за программирование. И всё это будет называться сборкой робота. Позже, в профессиональной жизни кто-то сможет стать хорошим механиком, электронщиком или продвинутым пользователем электронных устройств.

Второй момент, почему ребята сюда идут, - потому что это отражает современную реальность. Из тех детей, которые в школьном возрасте занимаются робототехникой, вырастают классные специалисты в самых разных отраслях. У нас сейчас роботы и летают, и плавают под водой и на ней, под землёй ползают и даже исследуют человека изнутри. То есть, какую специальность ни выбери, так или иначе столкнёшься с роботами. Занимаясь робототехникой, ребёнок познаёт азы будущей профессии.

— При переходе от увлечения к реальному изучению робототехники насколько распространено, что ребёнок, узнав о необходимости погружения в математику и физику бросает полюбившееся ему хобби?

DSC_7797.JPG

Если ребёнок не склонен к точным наукам, робототехника может предоставить ему возможности для творчества.Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама) 

— Опять же дам два дополняющих ответа. В техническом творчестве важным фактором является простое трудолюбие, усердие, прилежание. Ребёнок, который прилежно занимается в школе, сможет преуспеть в этом направлении. А если не расположен к кропотливому труду, уходит в другую сферу. Мы с этим сталкиваемся крайне редко, потому что техническое творчество очень многогранно. Взять, к примеру, арт-дизайн. Видели, наверное, красивые большие электропанно, которые на домах, на фасадах располагаются? Другой пример. Вы подошли к красивой картине, а она, в ответ на ваше приближение, загорелась огоньками. Происходит симбиоз технического аспекта и художественного. Даже если ребенок не склонен к математике, мы можем подобрать ему занятие по душе. Есть и дизайн в чисто практическом виде: на сегодняшний день и графический, и ландшафтный, промышленный дизайн немыслимы без техники. Прототип рисуется на планшете, печатается на 3D-принтере, то есть, то, что изображено, сразу же воплощается. И для тех, кто не жалует математику, есть множество прикладных задач.

Есть ещё один важный момент, когда ребёнок в процессе творчества может заинтересоваться науками. Приводят детей в робототехнические кружки, чтобы скрасить досуг. Но для того, чтобы роботы проехали, полетели, поплыли, нужно рассчитать их путь, понять механику движений. Хочешь-не хочешь во все эти физические, математические законы начинаешь вникать. И из двоешника-троешника ребёнок выбивается в хорошисты или отличники. Он начинает понимать прикладной смысл тех предметов, которые учит в школе.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий 1 мая в Копейске перекроют дороги
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
Копейский рабочий Музыкальный вечер в библиотеке
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/