Максим Двойненко: Остается нерешенным важный вопрос — чего хочет молодежь
Представители политических партий и органов власти часто говорят в СМИ о том, что нужно интегрировать молодёжь в политический процесс. Об этом рассуждает в своей авторской колонке политолог Максим Двойненко, старший преподаватель кафедры международных отношений, политологии и регионоведения ЮУрГУ.
Основная задача молодежной политики закрепленной в законе - систематизация форм молодежной работы. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск).
Основная задача молодежной политики закрепленной в законе - систематизация форм молодежной работы. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск).
К слову, сегодня в стране под молодежью понимают граждан от 14 до 35 лет, однако не всем понятно - с какого возраста стоит проводить политическую социализацию. С одной стороны, в момент наступления совершеннолетия молодой человек становится носителем активного политического права, и если не социализировать молодежь в политическом пространстве, не информировать о возможностях политической среды, часто начинается период политического абсентеизма, как осознанного неучастия в политике. Упорядочить и структурировать процесс формирования молодого человека как дееспособного политического актора предполагалось принятием федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации», принятым в 2020 году.
С момента вступления закона в силу прошло уже почти 2 года, и уже можно проследить некоторые результаты. К сожалению, сказать однозначное «да» пока невозможно, однако это не значит, что все осталось без изменений и процесс вовлечения и приобщения молодежи в политику не изменился.
Рекрутингом в политику занимаются партии, общественно-политические организации, при этом в Российской Федерации государство запустило дополнительные направления молодежного рекрутирования через разнообразные конкурсные программы, представляющие большие экосистемы. Наиболее значимыми можно назвать федеральные проекты президентской платформы «Россия - страна возможностей», в которую входят более 26 проектов, а также Росмолодежи – «Территория смыслов», “Таврида”, “Твой ход” и иные проекты, призванные сформировать активную гражданскую позицию по широкому кругу вопросов среди подрастающего поколения.
Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил Максим Двойненко, старший преподаватель кафедры международных отношений, политологии и регионоведения ЮУрГУ. Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Стоит отметить, что по этой же причине было воссоздано и Главное управление молодежной политики Челябинской области, как орган региональной исполнительной власти, который смог бы аккумулировать усилия министерств и ведомств, третьего сектора экономики - НКО и общественных организаций по активному включению в молодежную работу, развивая молодежный потенциал. Однако давать оценку результатов работы нового управления пока рано, так как молодежь это про «будущее», плоды труда будут видны через годы.
Политические партии тоже с данным направлением справляются неплохо, например, «Единая Россия» имеет достаточно крупную сеть молодежных ячеек по всей стране; из малых партий стоит отметить успех «Новых людей» по привлечению молодёжи в социально значимые проекты, не связанные напрямую с политическим участием, но активно вовлекающие в социальное проектирование, которое уже способно повлиять на политическую систему.
Исходя из этого, можно предположить, что основная задача молодежной политики закрепленной в законе была направлена в первую очередь на систематизацию форм молодежной работы. Соотносятся эти два понятия следующим образом: молодежная политика включает в себя как положения и программы, ориентированные на всё молодое поколение, так и меры, рассчитанные на конкретные группы молодежи, например на экономически уязвимых молодых людей или на жителей сельской местности. В свою очередь, молодежная работа направлена как на создание условий комфортной среды, вовлечение молодежи в позитивную повестку, так и организацию воспитательной и созидательной работы (волонтерство, поиск талантов, профессиональные конкурсы).
Отметим, что молодежная работа поддерживает позитивные и целенаправленные изменения молодого человека в личной, гражданской, экономической и культурной жизни, что позволяет развивать как человеческий капитал в целом, так и компетенции молодого южноуральца, которые необходимы для обучения на протяжении всей жизни (long life learning), развивает активную гражданскую позицию у населения и повышает конкурентоспособность на рынке труда. В свою очередь социально приемлемая гражданская позиция предполагает участие молодежи в жизни общества, наличие прав, средств, пространства и возможностей для участия в процессе принятия решений и влияния на этот процесс.
Государство взяло вектор на реальное обучение молодежи навыкам и компетенциям снижения социально-негативных явлений в образовательной и молодежной среде
Подводя итог, стоит сказать, что государство взяло вектор на реальное обучение молодежи навыкам и компетенциям снижения социально-негативных явлений в образовательной и молодежной среде. Остается пока нерешенным важный вопрос - чего хочет молодежь, и как заинтересовать тех, кто еще не вовлечен в развитие данной сферы, но очевидно путь видится именно в реализации молодежной работы. Создание масштабного охвата возможностей не предполагается развивать только одним департаментом или агентством, в работе всех министерств и ведомств, действующих на территории РФ заложены в большей или меньшей степени направления работы с молодежью: создание комфортных условий для жизни, развитие спорта, различные формы поддержки и т.д. Основная задача такой работы - развитие человеческого капитала наших граждан, пропаганда здорового образа жизни в широком смысле, профориентационная работа и другие приоритетные цели.
Благодарю за помощь в подготовке материала Бабушкина Дмитрия Александровича, директора АНО Агентство социальных проектов и молодежных инициатив