Автор: Сергей ТАРАН

Хочешь в гимназию? Покажи паспорт

Лицеям и гимназиям назначили микроучастки. Останутся ли места для одаренных детей? Пока директора статусных школ ожидают «Положение о приеме в 1-е классы», минобраз РФ взял паузу до 7 апреля.

В прошлом году поступали в гимназии и лицеи просто. Порой, вставали в очереди за сутки, сверялись, потихоньку переругивались (а в Москве и до драк доходило!), пока не узнавали, что необходимое количество детей записано, а остальным - от ворот поворот. Стресс. Страсти. Жалобы городскому прокурору, который однажды подает иск в суд из-за отказа принять первоклассницу в гимназию. Скандал. Потому что иск поддерживается судебным решением.

В городе разделились на два лагеря. В одном встали под знаменами «Даешь в лицей по прописке». В другом - «Даешь общегородской набор!». Этот спор дожил до нынешней кампании, которая приобретает своеобразный характер. Формально запись ребят в первый класс началась 1 апреля. Но директора статусных учебных учреждений пока взяли паузу. Сегодня у них в приемных надрываются телефоны, а секретари неустанно повторяют одно и то же: «Подождите, вот будет приказ по школе...»

В этом году в Закон об образовании наконец-то внесены изменения, регламентирующие порядок приема детей в школу. Оказывается, он определяется органом местного самоуправления. Однако спорных моментов осталось много. Не всё чётко прописано и в приказах министерства образования РФ. Поэтому в течение последнего месяца шло бурное обсуждение вопроса, должны иметь гимназии и лицеи закрепленные микрорайоны или нет.

Еще до наступления долгожданного Дня смеха в администрации города, со словами о невозможности похоронить уникальные лицеи, все-таки подписали распоряжение о приеме первоклассников. По нему все учебные заведения, за исключением 11-го и 31-го лицеев, обзавелись приписными домами. Однако директорам этого недостаточно, ждут второй документ - приказ министерства образования РФ о порядке приема в школы. Только на основании этих двух документов в школах напишут свои правила приема и обнародуют их. Сроки называют разные. Чаще всего — 7 апреля. А пока ситуация с поступлением в статусные учебные учреждения сегодня такая же неясная, как приход настоящей весны.

Новый Закон об образовании, его статья 16 утверждают: учиться ребенок должен в школе, которая расположена в шаговой доступности. В основном в нашем городе так и происходит, если не считать отдельные казусы. Есть и поселки в городской черте, где до ближайшей школы кроме как на автобусе не добраться. Чтобы снять остроту проблемы, специалисты городского управления образования разработали документ, который обосновывает порядок приема заявлений в школы. Хотя на этот проект прокуратура дала отрицательное заключение. Там настаивают: за каждой школой, в том числе за лицеями и гимназиями, должны быть закреплены микрорайоны. И учащиеся могут зачисляться в любую школу по месту жительства. Но вот беда, до сих пор специализированные учебные заведения считались общегородскими, и набор в них осуществлялся не по месту жительства, а на конкурсной основе.

- Ребята должны иметь желание изучать предмет углубленно и быть достаточно способными, чтобы работать по программе повышенного уровня сложности, - считает Лариса Манекина. - Если в лицеи придут все дети по месту жительства, останутся ли места для желающих заниматься углубленно, статусные школы и так переполнены? А что делать, если в микрорайоне поблизости стоят обычная школа и статусная? Например, школа № 30 и лицей № 31 разделены только забором. Очевидно, что ребенок, поступающий в лицей или гимназию, должен быть способным осваивать программы повышенного уровня и обладать рядом потенциальных возможностей. Все статусные учебные заведения на сегодняшний день переполнены. При этом мощность остальных школ волне позволяет вместить всех желающих учиться.

- Вот говорят «статусная школа»? - спрашивает Петр Силантьев, родитель школьника, которому отказали в прошлом году в приеме в статусную школу, - Что это значит? А еще говорили «элитная школа». Элитаризм — это предпосылки фашизма и социального дарвинизма. В данном случае не предоставляется равный доступ всех детишек. Я бы хотел, чтобы процесс этот — прием в школу — был прозрачным. Если школа государственная, а я плачу налоги, почему я не могу в ней обучать своего ребенка?

Директор гимназии № 80 Марина Горюшкина согласна, что вопрос приема в первый класс до сих пор не был урегулирован.

- Каждый руководитель статусного учреждения, - говорит Марина Борисовна, - перед кампанией не спит ночами. Представьте, когда за двое-трое суток родители начинают дежурить возле школы, устанавливают свои правила игры. И в результате 50 первых человек оказываются набранными. Всем остальным отказываем. Но набор по месту жительства — вектор неправильный. Прежде всего, территориальным принципом мы лишаем детей права выбора. А если в микрорайоне есть семья, которая не хочет, чтобы ребенок углубленно изучал физику и математику? К тому же сейчас многие люди живут в одном месте, а зарегистрированы в другом. Как быть с теми, кому не нужна школа по прописке?

Директор общеобразовательной школы № 68 Иван Калита считает, что начинать образование ребенок может в любом учебном заведении, специализация же нужна в старших классах. Сегодня и в обычных школах действуют программы разного уровня сложности, а благодаря нацпроекту «Образование» материальная база во всех учреждениях хорошая.

- Любая общеобразовательная школа должна работать, по сути так же как лицеи, - считает Елена Киприянова, директор 11 лицея, - если полностью реализовывать государственные программы. А лицеи и гимназии должны, по логике вещей, двигаться дальше, осваивать новые формы и варианты развития. Сегодня мы переживаем некий переходный этап. Вот прикрепляем микроучасток, на самом деле этой мерой безопасность первоклассника не решить. Ребенку придется переходить через дорогу, даже если школа в шаговой доступности, открывать двери и так далее. В любом случае родители будут первоклассника встречать и провожать. Личная безопасность важна. Это правильно. Но помимо этой нормы есть масса других норм. Например, право выбора образовательного учреждения и образовательной программы. Это тоже государственная норма. Федеральный стандарт нас нацеливает на согласование интересов. Если у нас исчезает городской набор, мы теряем согласование интересов между школой и родителем. Я рада тому, что у меня осталась возможность согласовывать социальный родительский заказ в соответствии с миссией лицея. У нас граждане по ст.50 п.4 Закона об образовании имеют право и на ускоренный курс обучения. Это право тоже будет реализовано, благодаря тому, что в лицее остался городской набор.

Что в сухом остатке?

Скептики говорят, что наши граждане быстро сориентируются в новой обстановке и начнут в срочном порядке делать «прописки» своим чадам. Но и здесь не разбежишься. Закрепить-то микроучастки за гимназиями закрепили, но небольшие. Восполнять недобор статусные школы станут в обычном порядке.

Для справки

В Челябинске 123 общеобразовательных учреждения. Из них 22 статусных: 11 лицеев и 11 гимназий. Есть четыре таких начальных школы. Учебные заведения получают статус по результатам государственной аккредитации, который лицей или гимназия периодически подтверждают. В них реализуются программы углубленного изучения предметов.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/