Как куклы помогают начать говорить «особенным» детям на Урале
Постепенное погружение ребенка в применяемый метод, развивает его воображение и дает возможность использовать фразовую речь.
На развитие речи ребёнка влияет окружение
— Давайте для начала проясним, что такое фразовая речь?
Скорость овладения фразовой речью во многом зависит от окружения ребёнка, степени его социализации. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Неосвоение фразовой речи может произойти по самым разным причинам: серьёзных нарушений или менее фатальных. Это может быть связано с тем, что в семье в принципе мало говорят, то есть ребёнку нет надобности в разговоре, и он тяжелее осваивает навык речи. Есть ещё момент, что освоение фразовой речи зависит от физического развития, среды, степени социализации и так далее.
Имеет место и некоторый замкнутый круг: фразовая речь лучше всего возникает во время деятельности, когда ребёнку нужно донести информацию до окружающих. Но если по каким-то причинам ребёнок отстаёт в развитии фразовой речи, то сверстники не слишком охотно берут его в игру. Поэтому очень важно создать среду, которая бы побуждала ребёнка развивать фразовую речь.
Методику могут использовать все
— В чём заключается суть самого метода?
— Выбирается сказка, для начала лучше всего брать произведение, по которому можно посмотреть мультик. Потому что, если ребёнок плохо говорить, то он, зачастую и плохо понимает речь. Вы, наверное, можете вспомнить моменты, когда вы, например, на английском хорошо знаете отдельные фразы, но плохо понимаете их в устной речи. Ребёнок чувствует себя примерно так же. Поэтому важно, чтобы ребёнок мог представить то, о чём идёт речь.
Потом я ребёнку сказку уже читаю и прошу повторить какие-то фразы. А затем готовится кукольный театр. Всё очень просто: прекрасно подойдут бумажные куклы, приклеенные на картонные подставки. Можно самим распечатать на принтере изображения, можно даже самим раскрасить, можно из старых книг вырезать. То есть этот театр не требует каких-то крупных затрат.
Потом выбираются герои. При первом проигрывании используются только фигурки героев и больше ничего. Но, чем больше ребёнок начинает говорить, тем больше реквизита мы начинаем использовать. Плюсом можно проработать и другие моменты: рассказать ребёнку о используемых материалов, о том, кто их производит и много чего ещё.
— Какие есть плюсы у этого метода?
— Это всё-таки игра, при этом, очень вариативная: можно выбрать любой сюжет или взять за основу любую сказку. Самое важное, чтобы ребёнку было интересно.
Реквизит для кукольного театра можно даже нарисовать вместе с детьми. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Также, когда ребёнок отстаёт в развитии речи, то он отстаёт и в развитии символического мышления. Ведь слово — это символ. При запоздании овладения речью, мозг начинает тормозить и в овладевании символами, не набирает нужных навыков для выхода на абстрактное мышление. А театр, где всё часто символично, условно, он может стать таким «костылём», который поможет ребёнку в освоении именно мира символов.
— А заниматься можно дома или всё-таки необходимо присутствие специалиста?
Да, когда есть специалист, то он может заметить больше нюансов. Например, что какое-то слово более трудно ребёнку даётся и его нужно выделить. Но даже если этого не будет, а будет просто разыгрываться спектакль, то речь будет развиваться.