Челябинский учёный рассказала, насколько представлены в российской науке женщины
По мнению Натальи Гришиной, потребность в самореализации не зависит от пола.Сейчас порядка 40% российских учёных — это женщины. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Как было и как сейчас
— Сколько сейчас женщин работает в научной сфере?
Наталья Гришина специально для Полит74 о женщинах в российской науке. Фото с официального сайта ЧелГУ
Активно привлечение женщин в науку началось уже в советское время. При этом у нас нет статистических данных до 1950 года. То есть женщин в науке начали считать именно с этого времени. Но мы сейчас завершаем при поддержке Российского научного фонда научный проект по диссертациям советских историков 1930 – 1950-х гг. И база данных защищённых диссертаций по истории нам говорит о том, что в период с середины 1930-х по 1950-е годы женщины защитили порядка 30% диссертаций. Когда же статистика начинает женщин в науке подсчитывать, то общее количество дам на 1950-й год было уже выше 35% и дальше это значение росло, но за 40% не выходило. После распада СССР, в 1990-е годы произошёл небольшой спад, но тогда из науки в принципе люди уходили, закрывались научно-исследовательские институты. В 2000-е годы состояние научной сферы стабилизировалось за счет частичного возвращения ушедших из науки и новых кадров, но цифра в 40% сложилась к середине 1970-х и до сих пор актуальна.
— А произошли ли какие-то качественные изменения?
Да, при стабильности количественных показателей, произошли и трансформации. Долгое время говорили, что женщины не могут преодолеть так называемый «стеклянный потолок». Это значит, что подавляющее большинство из этих 40% оставались на низовых ролях в науке. Сейчас же мы можем говорить о том, что женщины всё чаще начинают защищать докторские диссертации, создавать научные школы, возглавлять крупные лаборатории. Женское лицо науки становится более выраженным.
Готовясь к интервью, я сделала срез по женщинам-учёным Челябинской области. Если взять всех южноуральских учёных, которые представлены в российском индексе научного цитирования, проранжировать их по рейтингу цитируемости, то получатся те же данные: среди 100 самых цитируемых ученых 40 женщин. Можно сделать вывод, что прежние гендерные паттерны изменились. Если раньше, основное количество женщин умещалось в низовом диапазоне квалификационной структуры, то сейчас они равномерно распределяются по всем стратам.
Есть ли различия по сферам
— А есть какие-то различия в представленности женщин, например, в гуманитарной и технической сферах?
— Полагаю, что да. В гуманитарной сфере женщин больше. Наибольшая представленность, думаю, будет в педагогике, психологии, лингвистике, филологии.
Точно судить достаточно сложно, но, скорее всего, в гуманитарных науках, например, лингвистике, женщины представлены в большем количестве, нежели в технических науках. Фото Вячеслава Шишкоедова (архив Южноуральской панорамы)
— А насколько часто сейчас женщины становятся профессиональными учёными? Говоря грубо, какова вероятность, что, пройдя бакалаврский и магистерский уровень, девушка решит защитить кандидатскую и какова такая вероятность у мужчин?
— Здесь о вероятностях рассуждать сложно. Для меня удивительно, что у нас до сих пор на такое гендерное неравенство настроена система отчётности. Когда мы считаем студентов, аспирантов или научных работников, то мы считаем «всего» и «среди них, женщин». То есть у нас на уровне, по крайней мере, отчётов, наука воспринимается как некая мужская сфера деятельности.
Если говорить о выборе научной карьеры, то, полагаю, здесь нет половой предрасположенности. Решение стать учёным не зависит от того: мужчина ты или женщина. Можно рассуждать о том, у кого больше времени на научные занятия, кто, в силу выполнения разных социальных ролей, быстрее может прийти к защите диссертации или к тому, чтобы сделать себе имя научными работами. Тут могут влиять разные факторы. Я думаю, что от гендерных стереотипов нужно уходить. Сейчас делить учёных на женщин и мужчин — это уже вчерашний день.
Выбор должен оставаться за женщиной
— Вот этот потолок в 40%, он же почему-то сложился. Есть ли какие-то факторы, которые препятствуют тому, чтобы его «пробить»?
— Возможно, что бороться за проценты и не стоит. Вполне может быть, что оно так сложилось, показывает свою стабильность и так и останется, какие бы усилия не предпринимались.
У нас же часто задаётся вопрос: что может отвлекать женщину, мешать ей, не позволять ей достигать высот в науке? Сочетание разных ролей. Гендерные контракты, которые существуют в обществе на разных этапах, могут влиять на реализацию женщины в профессиональной деятельности, в том числе, и в науке. Если мы возьмём гендерные контракты советского периода, то в 1930-е годы они всячески нацеливали женщину на профессиональную реализацию. Потом они сменились контрактом «работающая женщина-мать», то есть она должна была одновременно сочетать две функции. С конца 1980-х в женщине начали видеть, в том числе и в официальном дискурсе, ещё и женщину: любимую, имеющую право на восхищение.
Требование сочетаний нескольких функций и, более того, успешности сразу в нескольких отраслях жизни, действительно может отвлекать от целенаправленной научной карьеры и являться тем самым «стеклянным потолком». Женщина не в силу того, что ей способностей не хватает не защищает докторскую, а потому, что её «отвлекают» функции жены, матери.
— А можно ли это как-то преодолеть? Вообще, вопрос, на самом деле более глубокий: нам нужно, чтобы женщин в науке стало больше, чтобы этот «стеклянный потолок» был наконец преодолён?
— Я думаю, что выбор должен быть за женщиной. Очень важно не смотреть на неё как на объект, исходя из неких потребностей государства или сиюминутного развития. Мы пока так качаемся: то нам женщины нужны как трудовой ресурс, мы их освобождаем от «кухонного рабства», то, наоборот, ставим во главу угла деторождение, а остальное уже потом.
Если говорить о российской специфике, то мы понимаем, что у нас есть демографические проблемы, и государство всячески пытается стимулировать рождаемость. С другой, есть понимание, что на рынок труда выходит очень малочисленное поколение и не рассматривать женскую часть общества как некий важный трудовой ресурс, тоже нельзя. В этом смысле, задача государства — сбалансировать эту историю.