При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

Сергей Зырянов: «Российская политическая культура пока является преимущественно подданнической»

Известный челябинский социолог поделился своим мнением о российской политике.
Сергей Зырянов: «Российская политическая культура пока является преимущественно подданнической»
Фото: сайт бесплатных иллюстраций pxhere.com

izobrazhenie_viber_2022_12_08_13_46_02_252.jpg Виталий Воропанов: «Граждане у нас неинформированы и пассивны» Читать далее
Коммуникация власти и общества постоянно трансформируется, начинают применяться новые технологии общения, одной из них стал формат «прямых линий», именно на их примере член региональной Общественной палаты Сергей Зырянов в ходе разговора с корреспондентом Полит74 объяснил феномен сегодняшней российской политической культуры и как он отражается на отношениях власти и общества.

О популярности прямых линий.

— Почему именно сегодня популярен такой формат общения как прямая линия?

—  Раз мы начинаем с этой темы разговор, то здесь важен для понимания один весьма существенный момент. Когда происходит прямой контакт первого руководителя региона с населением, пусть посредством телефонных, аудио-, видеоинструментов, то это, в данной конкретной ситуации подчёркивает вторичность всех остальных звеньев управления регионом, как правительства, так и муниципальных администраций. Здесь обязательно  нужно учитывать доминирующий среди населения тип политической культуры, а российская политическая культура у значительной части российских граждан остаётся подданнической. Именно такое определение можно использовать, опираясь на классификацию ряда исследователей. Прямая линия как раз один в один попадает в психотип этой подданнической культуры, потому что коммуникации политические сейчас в России осуществляются строго сверху вниз, начиная с федерального центра. Вот отсюда и возникает востребованность такого формата политического общения.

— Существует метафора, в которой политическая система представляется в виде двери. Есть ли у нас в системе проблема, что дверь не закрыта, но в неё не стучатся?

— Нет, такой проблемы не существует. Люди стучатся, обращаются, просто разные группы и категории населения по-разному представлены в этой восходящей снизу вверх коммуникации. Обращаются чаще всего представители наиболее социально-уязвимых категорий: люди, которые болеют, инвалиды, как правило, конечно, пенсионеры, одинокие пожилые люди, многодетные семьи… Вот они и составляют основной традиционный массив обращений. Кстати, неплохо эта когорта населения была представлена и в прямой линии. Особенность прошедшего 14 декабря прямого эфира была в том, что появилось очень важная новая тема обращений к властным институтам, эта тема проблем, вызванных частичной мобилизацией и её последствия. Первые вопросы как раз были про неё.

Российская бюрократия и её культура управления.

Зырянов Сергей Григорьевич.jpg

Сергей Зырянов: "В режиме дефицита ресурсов бюрократия как всегда задает вопрос: "А нам что делать прежде всего?"

Фото с сайта челябинского филиала РАНХиГС

— Как система реагирует на запросы населения? Почему не всегда удаётся оперативно решить проблемы?

— Опять же, вернёмся к подданническому типу политической культуры. Это же не только культура части населения, но и культура сложившейся в России системы управления, которая функционирует преимущественно в режиме подчас прямых указаний, позволяющих бюрократии понять, что среди каких-то направлений деятельности существуют приоритетные. И если такие указания приходят в размытом формате, то бюрократия ждёт уточнений, а значит возникает управленческая пауза. Из-за этого время на решение проблем теряется, у людей возникает состояние напряжения.

— Касательно тематики вопросов. На ваш взгляд, вопросы, касающиеся социальной сферы, с социологической точки зрения отражают действительность?

— Да, но это касается всего массива вопросов, то есть более чем 6500. В эфир прямой линии попало около одного процента вопросов. Ну а то, что касается самих проблем, то несмотря, на то, что ежегодно принимаемый бюджет области комментируется, как социально-ориентированный, в социальной сфере проблем много, их больше, чем ежегодно имеется средств для решения этих проблем. Ещё одна особенность, которая тоже имеет место быть, система жизнеобеспечения она постоянно меняется, а значит, появляются новые проблемы, которые не попадают в систему финансирования, они начинаются отслеживаться с лагом примерно в год.

Бюрократия тоже неспособна эффективно реагировать на появления новых проблем, и она ждёт указаний. В режиме дефицита ресурсов бюрократия как всегда задает вопрос: «А нам что делать прежде всего?» Обращать на это внимание или нет? Вот если от губернатора прозвучало на прямой линии, что это важно, то тогда начнётся более активная деятельность бюрократии и потихонечку новые проблемы она начинает решать. Кстати, особенность этой прямой линии заключается в том, что были привлечены к ответам на вопросы министры, всего 16 раз они включались в обсуждение вопросов, они комментировали вопросы, демонстрируя знание этих проблем и то, как они их решают. Главы муниципальных образований подключались 10 раз, заместитель губернатора 1 раз, а руководители предприятий 2 раза. То есть смотрите 29 раз из 51 вопроса в обсуждении участвовал не только Текслер, но и подчинённые ему структуры системы управления регионом. Это знаковый момент, прямая линия – катализатор деятельности структур управления регионом.

— Мне кажется, что это и сигнал обществу, что можно обратиться не только к губернатору, но и к тем, кто 29 раз включался.

— Обращаются. Но надёжнее всего обращаться к самому серьёзному начальнику, у которого сконцентрированы все ресурсы власти, к тому же система властных отношений в России такова, что она формирует у граждан именно такой стереотип общения с властью – быстро решает проблемы первый руководитель. Это усиливает легитимность всех звеньев управления, начиная с президента, заканчивая губернаторами, потому что постоянно демонстрируется работоспособность и деловые возможности преимущественно первых лиц.

Надёжнее всего обращаться к самому серьёзному начальнику, у которого сконцентрированы все ресурсы власти
— Это, конечно, легитимизирует власть губернатора, но одновременно делигитимирует низовой, находящийся под ним, уровень.

— Совершенно с вами согласен, это делает в глазах населения менее значимыми все иные структуры исполнительной власти, которые обязаны в силу их должностных полномочий решать возникающие у населения проблемы, но население их рассматривает как постольку поскольку решальщиков проблем. Я не берусь утверждать, какой процент проблем был решён именно на низовом уровне, но могу предположить, что треть, или может быть чуть больше, то есть около 40% проблем, возникающих у населения решаются своевременно. Остальные отложены, либо из-за того, что нет возможности решить их актуально, либо они просто не могут быть решены на данном уровне системы управления из-за отсутствия необходимых ресурсов. Так как возможности субъекта управления ограничены в первую очередь региональным бюджетом.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/