При поддержке Гранада Пресс
Автор: Георгий Баркалая

Григорий Тонких: В Миассе есть иллюстрация того, как каждый кулик хвалит свое болото

Миасс с точки зрения реализации управленческих решений — один из самых непростых муниципалитетов в Челябинской области. Непрост он в силу разных причин — от географических, до ментальных. Каким образом в этих условиях строится новый Миасс, «Полит74» в рамках своего проекта «Мэр» поговорил с главой города Григорием Тонких.
Григорий Тонких: В Миассе есть иллюстрация того, как каждый кулик хвалит свое болото

Григорий Тонких считает, что Миассу необходимо избавляться от бараков в центре города, принимать дизайн-код и развивать индивидуальное жилищное строительство. Фото из архива "Миасского рабочего".

«Наша разделенность сегодня достаточно условна»

— Григорий Михайлович, считается, что в Миассе исторически очень жестко выделяются районы города, которые разнятся не только по своей градостроительной проблематике, логистической доступности, но и по менталитету жителей. Действительно ли даже сегодня есть ментальное разделение на тех, кто живет на Машгородке, автозаводском районе, старом городе или это уже не имеет никакого принципиального значения?

685A1373.jpg Сергей Бердников: Подход, что Магнитогорск существует только для ММК, неактуален Читать далее
— В советские годы это разделение было сильнее. Территории Миасса тогда жили более обособлено. Люди не только жили в районе, но и работали там. В старом городе тогда главными действующими производствами были швейная фабрика и напилочный завод, местные работали там. Жители автозаводского района трудились на автомобильном заводе. Машгородок был совершенно отдельной историей, там большая часть жителей формировалась из приезжих молодых специалистов, приехавших поднимать оборонку.

shishkoedov.JPG

Миасс остается одним из самых промышленно развитых городов Челябинской области. На фото Вячеслава Шишкоедова губернатор Челябинской области Алексей Текслер и мэр Миасса Григорий Тонких на выставке автомобилей автозавода "Урал". (из архива «Южноуральской панорамы).

Все это разводило людей ментально. Я помню из своего детства, что в советские годы мы общались со сверстниками практически только у себя в районе. И нам – детям из Машгородка – было не совсем комфортно когда мы, например, приезжали на автозавод.

Но сейчас границы стираются. Этому способствует и открытие новых производств, потеря позиций некоторых старых районообразующих предприятий, увеличившаяся мобильность населения… Если раньше у жителей Миасса из личного транспорта была одна машина на двор, то теперь вокруг каждого дома порой по сто машин стоит. Теперь люди спокойно могут жить в одной части города, а работать в другой.

Но свое свободное время люди все равно стараются проводить там, где они живут. Тот, кто живет на Машгородке, говорит, что ему нравится жить именно там, тот, кто проживает в автозаводском районе находит массу преимуществ жизни именно здесь… Но, по сути, это лишь иллюстрация поговорки, что каждый кулик хвалит свое болото. Я лично больше 30 лет прожил на Машгородке и считал, что это самая прекрасная часть города. Но теперь уже практически 20 лет живу на Автозаводе и мне очень нравится эта часть города. Вся ментальная разделенность сегодня достаточно условна.

— А насколько разный в районах города уровень инфраструктуры?

— Как власть, мы, несомненно, должны всю существующую разделенность убирать. Люди должны себя чувствовать комфортно в любой точке нашего города. И в своих подходах в вопросах того же благоустройства я придерживаюсь правила, что все части города должны получать равноценные средства на развитие среды, на привидение ее в порядок.

Сегодня разница в инфраструктуре, конечно, есть. Например, сегодня Машгородок считается районом города с новым современным жильем, Автозавод – чем-то средним, а старый город – забытым богом уголком. Но все может быстро измениться. В том же старом городе есть свое преимущество. Именно здесь сосредоточен частный сектор. А идет тренд именно на развитие индивидуального жилищного строительства. И уже сейчас на месте старых домов люди постепенно строят новые. И вполне может получиться так, что через некоторое время этот район станет одним из самых популярных мест для ИЖС в Миассе. И это может кардинально изменить восприятие всего района.

 «Мы пойдем на реновацию жилья»

— В Миассе на днях начали обсуждать новый генеральный план города. По мнению вашей команды, как должен в градостроительном плане измениться Миасс через пять, десять лет?

— Мы действительно должны привести генплан в соответствие с новыми реалиями, требованиями закона и нормами градостроительства.

685A8741.JPG

Миассу приходится в своей градостроительной политике учитывать фактор "природной зажатости" города. Поэтому новые здания в основном появляются и будут появляться внутри уже застроенной городской черты.Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

На чем он будет базироваться? Так сложилось, что наш город продолжает работать на оборонку. Многие предприятия (большие и малые) входят в систему ОПК. Чтобы они не испытывали кадрового дефицита, нам однозначно необходимо работать над улучшением качества жизни людей в Миассе. И этот фактор становится одним из наиболее существенных при подготовке генплана. Он будет влиять на выбор мест и для новой жилой застройки, и для новых производств.

Мы уверены, чтобы привлечь удержать в городе людей, нам необходимо строительство комфортного жилья. И здесь есть над чем работать. Если мы возьмем для примера центральную часть Миасса, то увидим, что она где-то на одну треть построена в 40-50-х годах прошлого века. Многие дома строились как бараки. Поэтому мы однозначно будем предусматривать возможность реновации жилья. При этом, я подчеркну, речь не идет о сносе исторического квартала Миасса на проспекте Автозаводцев. В этих сталинках с высокими потолками площади квартир от тридцати до двухсот квадратов, они до сих пор в цене, потому что строились качественно. В реновации нуждается именно барачная застройка, которая делалась по принципу «быстрее-быстрее», просто чтобы хоть как-то расселить работников автозавода. Развивая эту городскую территорию, мы будем думать в сторону увеличения этажности застройки.

Также будем искать возможность в городе для расширения площадок под индивидуальную жилищную застройку. Однако в этом вопросе, нам придется учитывать тот факт, что у нас город с восточной стороны зажат Ильменским заповедником, а с запада у нас находится особо охраняемая территория Тургояк. Поэтому для Миасса чрезвычайно важен вопрос оценки эффективности застройки в черте города. Кроме того, с точки зрения строительства нового жилья в Миассе, на мой взгляд, очень недооценен пригород. Село Черновское, поселок Сыростан, Северные Печи, Новотагилка… — от них до Миасса можно доехать за 15-30 минут. Там можно и нужно строить новое жилье для горожан.

Замечу, что все эти и другие наши идеи, которые хотим реализовать в новом генплане, мы обязательно будем выносить на публичное обсуждение. Население должно четко понимать, что никто ничего не скрывает.

 «Мы получили полностью заросший город»

— Любое поколение пытается оставить в городах свой след. Например, в скульптурных решениях. Есть ли какие-то идеи в этом направлении у вашей команды?

685A8931.JPG

В Миассе готовы думать и над развитием комплексной малоэтажной застройки. Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

— Я не думаю, что мы будем водружать в городе какие-то большие памятники. Раньше были подобные идеи, помнится, даже кто-то предлагал лося золотого поставить. Но, я думаю, сейчас городу не нужна в этом вопросе гигантомания. Общественные пространства нужны для того, чтобы жители могли спокойно прогуляться, посидеть на лавочке, отдохнуть в спокойном окружении.

В советские годы в Миассе применялись замечательные архитектурные подходы, он был спроектирован очень грамотно. Но за последние десятилетия мы получили полностью заросший город с нерабочими фонтанами, заброшенными общественными пространствами… Первое что мы сделали, когда начала работать наша команда, просто начали наводить порядок. Сейчас уже полностью расчистили все прежние общественные пространства, убрали все лишнее, запустили два фонтана.

Кроме того, заложили два больших новых парка — сквер Высоцкого и сквер Вернадского. И там мы как раз хотим реализовать некоторые свои скульптурные идеи. В сквере Высоцкого вся стилистика будет базироваться на его песнях, в том числе и в скульптурных композициях.

В этом году мы прорабатывали с депутатами идею преображения Набережной в старом городе, которая была точкой общественного притяжения еще в царские времена. В этом году, я надеюсь, появится дизайн-проект для нее, а в следующем начнутся работы по благоустройству. Там тоже, скорее всего, будут какие-то малые формы.

«Раз мы не можем расширять дороги, значит нужно их разгружать»

— Миасс из-за особенностей местного ландшафта достаточно растянут. В связи с этим одной из горячих точек всегда будет система общественного транспорта. Каким образом вам видится ее развитие?

— Для нас принципиальный момент в этом вопросе — транспорт должен быть доступным для всех категорий граждан. Второе — он должен быть экологичным.

Нам повезло, что в свое время генеральный конструктор Виктор Петрович Макеев настоял на создании в Миассе именно троллейбусного парка. В городах с населением до 250 тысяч человек такого практически нет, а у нас есть. И мы будем однозначно развивать этот вид транспорта. В прошлом году приобрели два новых троллейбуса (последний раз город покупал новый транспорт лет десять назад). Кроме того, мы смогли привести троллейбусы из Москвы, пусть не новые, но в очень хорошем состоянии. В течение двух месяцев они будут приняты на баланс города. На часть маршрутов будем ставить большие современные низкопольные автобусы. При этом мы хотим, чтобы маленькие и небезопасные маршрутки постепенно пропали с улиц города.

685A9251.JPG

В Миассе пришлось приводит в порядок все общественные пространства. Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

Сегодня очень важно понять, как частные перевозчики могут влиться в процесс обновления общественного транспорта. К сожалению, сейчас механизма субсидирования покупки техники частными компаниями просто не существует. По городам-миллионникам есть государственные программы обновления транспорта, а по таким городам как Миасс их просто нет. Надо нам прорабатывать этот вопрос, выходить с какими-то инициативами.

Весь мир сегодня приходит к мнению, что расширение дорог – это не тот путь, по которому должно идти развитие города. А иногда расширение дорог просто невозможно. Примером тому может служить старый город в Миассе, где улицы зажаты историческими зданиями, многие из которых как объекты культуры находятся под охраной государства. А раз мы не можем расширять дороги, значит нужно их разгружать. А разгрузить можно, лишь развивая систему общественного транспорта. Это и будем делать.

 

Партнерские СМИ

pubDate=Mon, 25 Oct 2021 17:40:40 +0500
pubDate=Mon, 25 Oct 2021 17:10:52 +0500
pubDate=Mon, 25 Oct 2021 16:45:00 +0500
Копейский рабочий В Челябинске трамвай отрезал ногу пешеходу
pubDate=Mon, 25 Oct 2021 14:00:00 +0500
pubDate=Mon, 25 Oct 2021 18:30:00 +0500
pubDate=Mon, 25 Oct 2021 18:06:00 +0500