При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова, Ирина Иванова

Оголенные отели. Куда и почему пропадают горничные и официанты из Челябинска

Пандемия привела к катастрофической ситуации с нехваткой персонала в отелях, гостиницах и заведениях общепита. В Челябинской области это усугубляется недостаточной развитостью сферы и миграцией кадров в крупные города и южные территории.
Оголенные отели. Куда и почему пропадают горничные и официанты из Челябинска

Сотрудники отелей отмечают тяжелые условия труда и низкую зарплату. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

По данным РБК, с января по сентябрь 2021 года спрос на работников для общепита, отелей и магазинов вырос более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Конкуренция в сегменте отелей, ресторанов и кафе снизилась на 65%, до двух человек на место.

Прокомментировать тему дефицита кадров в челябинских отелях отказались. Мы запрашивали информацию в отелях «Виктория», «Малахит», бизнес-отеле «Лофт». В отеле «Старый город» попросили перенести разговор на более поздний срок.

- У нас есть многочисленные отзывы об отсутствии квалифицированных кадров в туриндустрии, кадров, которые были бы готовы работать и обладать знаниями о гостиничном бизнесе и туризме. В летнее время мы наблюдаем отток наших кадров в более южные регионы, а также в Москву и другие крупные города, - рассказал агентству Полит74 заместитель министра экономического развития Челябинской области Андрей Минченко.

По его мнению, ситуация должна разрешиться параллельно с решением вопросов в региональной туристической экономике. «Мы должны стать более конкурентоспособными за счет новых отелей, которые будут построены в санаторных зонах, нужно развивать курортные направления», - говорит эксперт.

Андрей Минченко считает, что в регионе достаточно образовательной базы для подготовки специалистов сферы туризма. Их готовят, в том числе, ЮУрГУ и МИДиС.

- Что касается таких кадров, как экскурсоводы, то с 1 июля 2022 года в силу вступит закон об обязательной аттестации экскурсоводов в России. Оценивать знания будущих кадров будет специальная комиссия. Подтверждать свои знания гиды будут каждые пять лет. Кроме того, они будут обязаны предоставить документы о среднем, высшем или дополнительном профобразовании по профилю работы. Действовать аттестация будет только в рамках одного субъекта страны, что должно поспособствовать росту числа квалифицированных кадров у нас в регионе, - рассказал Андрей Минченко.

kovaleva_3.jpg Андрей Минченко: «Все включено» менее актуально для туризма на Южном Урале, чем туалет на экотропеЧитать далее

Как сообщила сотрудник пресс-службы ЮУрГУ Екатерина Салахова, технология продукции и организация общественного питания, а также ресторанный сервис – одни из самых востребованных направлений подготовки на рынке труда. В 2021 году на кафедру «Технология продукции и организация общественного питания» было зачислено 54 первокурсника. От абитуриентов поступило 161 заявление, конкурс составил порядка 7 человек на 1 бюджетное место.

Кафедра туризма и социально-культурного сервиса готовит специалистов в сфере туризма и гостиничного дела. В 2021 году на эту специальность зачислено 56 первокурсников. На направление социально-культурного сервиса было подано 254 заявления, на гостиничное дело 297 заявлений. Конкурс на бюджетное место по данным направлениям составил порядка 25 человек.

К сожалению, нам не удалось узнать, сколько выпускников-сервисников потом идут работать по профилю, а сколько просто оседают в «Пятерочках» и «Магнитах».

Однако не всегда только рынок приводит к утечке кадров, но и неумелый менеджмент. Мы поговорили с сотрудниками, которые работают в этой сфере на сегодняшний день.

- Условия труда были приемлемы до смены руководства, хотя, конечно, они были не идеальны. После смены руководства стало невозможно работать, сократили количество людей. Один человек работал на три этажа, а в ночь оставался всего 1 работник. При условии, что в гостинице 13 жилых этажей, а на каждом этаже 37-38 номеров. Как говорят те, кто работает до сих пор, заработная плата не изменилась. Оплата минимальная за такой адский труд (15 000 рублей). Немногие справятся с такой нагрузкой, а значит, пострадает качество сервиса, - рассказала агентству Полит74 бывшая горничная отеля «Малахит» на условиях анонимности.

- Я работал в небольшом хостеле и отеле в центре города в качестве администратора. Условия труда нормальные, ничего плохого сказать не могу. Но сама работа носит такой характер, что ее трудно сочетать с ритмом жизни большинства людей. Нет стандартных выходных, работа часто бывают в ночные смены, что сказывается на распорядке дня и общем самочувствии. Нередко возникают стрессовые ситуации, поскольку приходится взаимодействовать с большим количеством людей, у каждого свои запросы, настроение, претензии. На данный момент я не рассматриваю для себя возвращение в эту сферу, - рассказал еще один бывший сотрудник отеля.

Партнерские СМИ