При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Южноуральский винтажный фарфор сравнили с изделиями императорского завода

В течение почти 60-ти лет в Челябинской области работало уникальное фарфоровое производство.
Южноуральский винтажный фарфор сравнили с изделиями императорского завода
Дизайн этой кружки разработала известная челябинская художница Елена Щетинкина. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Дизайн этой кружки разработала известная челябинская художница Елена Щетинкина. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

В Челябинской области долгое время работал фарфоровый завод, изделия которого пользовались большой популярностью, в том числе, были представлены на Всесоюзной ярмарке легкой промышленности СССР в 1965 году.

Об этом на стрим-шоу «Поутру» рассказал Дмитрий Васильев, археограф отдела публикации и научного использования документов Объединённого государственного архива Челябинской области. Темой беседы стали экспонаты, выставленные в экспозиции «Южноуральский фарфор: посуда, которая не бьется».

- Фарфоровое производство формировалось на основе тысячелетней практики гончарной керамики. Впервые фарфор появился в 4-6 веках нашей эры в Китае. В 17 веке в Европе были первые попытки по изготовлению фарфора, в России он производится с 1746 года. Дмитрий Иванович Виноградов придумал, каким образом можно его создавать. С тех пор появлялись и работали фарфоровые фабрики. На Южном Урале такой завод начал работать в 1963 году. В прошлом году он бы отметил 60-летний юбилей. Этот завод на протяжении всей истории постоянно развивался. Его изделия были представлены на Всесоюзной ярмарке легкой промышленности СССР в 1965 году. В 1975 году производство модернизируется. На фабрике в год выпускали 17 миллионов единиц продукции. Всего за время работы с момента открытия завода до начала 2000-х годов выпустили более 560 миллионов единиц продукции, - говорит историк.

На предприятии работали талантливые художники, среди которых Анна Панова, Надежда Морозова, Владимир Орлов. Фарфор расписывался, в том числе, вручную. Одну из самых известных форм чайной пары создала известный художник Елена Щетинкина.

Есть разные способы производства фарфора – автоматический с помощью станка и ручной. У фарфора, произведенного на станке, стенки слишком толстые. При ручной заливке формы получаются более изящные, красивые изделия, которые выше ценятся.

- По качеству южноуральское изделие было сопоставимо с изделиями императорского фарфорового завода, который находился в Санкт-Петербурге. Сейчас на Урале фарфоровые изделия производят только в Сысерти, в Свердловской области. В 2008 году южноуральское предприятие закрылось. Завод в Богдановиче закрыт в 2009 году. По словам последнего главного художника южноуральского завода Натальи Федоровой, это было связано со сбытом – завод не выдерживал конкуренции с китайским фарфором, - уточнил спикер.

На выставке в архиве можно увидеть более 50-ти предметов. Это посуда южноуральского завода, которая хранится в коллекции архива, а также из частных коллекций. В экспозиции представлены скульптуры, фотографии, есть уникальный документ: журнал учета рисунков, где зафиксированы сами рисунки и их авторство.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий Семейные традиции
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
Копейский рабочий История одного ветерана
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/