Южноуральский винтажный фарфор сравнили с изделиями императорского завода
В течение почти 60-ти лет в Челябинской области работало уникальное фарфоровое производство.Дизайн этой кружки разработала известная челябинская художница Елена Щетинкина. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
В Челябинской области долгое время работал фарфоровый завод, изделия которого пользовались большой популярностью, в том числе, были представлены на Всесоюзной ярмарке легкой промышленности СССР в 1965 году.
Об этом на стрим-шоу «Поутру» рассказал Дмитрий Васильев, археограф отдела публикации и научного использования документов Объединённого государственного архива Челябинской области. Темой беседы стали экспонаты, выставленные в экспозиции «Южноуральский фарфор: посуда, которая не бьется».
- Фарфоровое производство формировалось на основе тысячелетней практики гончарной керамики. Впервые фарфор появился в 4-6 веках нашей эры в Китае. В 17 веке в Европе были первые попытки по изготовлению фарфора, в России он производится с 1746 года. Дмитрий Иванович Виноградов придумал, каким образом можно его создавать. С тех пор появлялись и работали фарфоровые фабрики. На Южном Урале такой завод начал работать в 1963 году. В прошлом году он бы отметил 60-летний юбилей. Этот завод на протяжении всей истории постоянно развивался. Его изделия были представлены на Всесоюзной ярмарке легкой промышленности СССР в 1965 году. В 1975 году производство модернизируется. На фабрике в год выпускали 17 миллионов единиц продукции. Всего за время работы с момента открытия завода до начала 2000-х годов выпустили более 560 миллионов единиц продукции, - говорит историк.
На предприятии работали талантливые художники, среди которых Анна Панова, Надежда Морозова, Владимир Орлов. Фарфор расписывался, в том числе, вручную. Одну из самых известных форм чайной пары создала известный художник Елена Щетинкина.
Есть разные способы производства фарфора – автоматический с помощью станка и ручной. У фарфора, произведенного на станке, стенки слишком толстые. При ручной заливке формы получаются более изящные, красивые изделия, которые выше ценятся.
- По качеству южноуральское изделие было сопоставимо с изделиями императорского фарфорового завода, который находился в Санкт-Петербурге. Сейчас на Урале фарфоровые изделия производят только в Сысерти, в Свердловской области. В 2008 году южноуральское предприятие закрылось. Завод в Богдановиче закрыт в 2009 году. По словам последнего главного художника южноуральского завода Натальи Федоровой, это было связано со сбытом – завод не выдерживал конкуренции с китайским фарфором, - уточнил спикер.
На выставке в архиве можно увидеть более 50-ти предметов. Это посуда южноуральского завода, которая хранится в коллекции архива, а также из частных коллекций. В экспозиции представлены скульптуры, фотографии, есть уникальный документ: журнал учета рисунков, где зафиксированы сами рисунки и их авторство.