Юрист Горюнов предложил вернуть юридический институт в Челябинске
Инициатива навеяна требованиями времени.О истории и актуальном состоянии службы участковых уполномоченных полиции беседуем с Владимиром Горюновым. Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск)

Истоки становления
— Что повлияло на современное формирование прав и обязанностей полиции по охране общественного порядка и общественной безопасности?

Владимир Горюнов специально для Полит74 о актуальном состоянии и проблемах службы участковых уполномоченных полиции.Фото с официального сайта ЧелГУ
Истоки организации полицейской службы можно найти ещё в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого. О различных служивых людях, выполняющих административно-полицейские функции упоминает и судебник 1497 года. В знаменитом наказе Екатерины Великой можно найти упоминания о необходимости совершенствования морального и нравственного облика полицейских. Все эти документы так или иначе, совокупностью своих элементов, постепенно формировали полномочия полиции в целом. Тогда ещё понятия участкового не было.
Города делились на дворы. Это послужило основанием формирования особой должности участкового уполномоченного с понимаем того, что полицейский должен проживать на вверенном ему участке и нести службу круглосуточно. Отвечал он за всё. Проще назвать то, за что он не отвечал. Уже тогда, 300 лет назад «участковый» был сверхзагружен. Например, он отвечал за открытие и закрытие питейных заведений, за организацию переправ через реку и, вместе с тем, за раскрываемость преступлений.
С изменением общественно-политических отношений вводились в практику новые функции. При этом старые оставались и дублировались. Можно даже найти повторение, что называется «точь-в-точь».
Проблемы современной службы
— А есть ли какие-то проблемы в работе полиции, продиктованные новыми условиями или исходящие из глубины веков?
— Когда-то исправники выбирались из числа местных жителей. Как правило это были хорошо образованные дворяне, которые родились и жили в уезде. Сейчас, начиная от руководителя главного управления МВД в регионах до его заместителей — это всё так называемые «варяги». Они профессионалы своего дела, ответственные и грамотные специалисты, но они не местные. Они не «вросли корнями в регион». Если ты приехал и понимаешь, что года через 3 уедешь, то будешь только механически выполнять работу и ждать присвоения звания высшего начальствующего состава.
Потом, те сотрудники и офицеры, которые приходят в структуры МВД из армии, они не имеют базовой подготовки в контексте юридического образования. Это добросовестные специалисты, доброжелательные люди, но недостаток базы не может не сказаться на качестве работе. Им нужно минимум три года, чтобы изучить всю нормативную базу и войти в должность. Такое положение дел было характерно и для других периодов истории, когда сотрудников органов внутренних дел вербовали из числа раненых отставников из армии, которых называли «инвалидными командами».
И последнее, если я был направлен в МВД по комсомольской путёвке, то сейчас набор нередко идёт по объявлению. Это не самый хороший показатель. Хотя челябинская школа милиции ведёт свою историю с 1920 года, она существует и сейчас (Центр профессиональной подготовки) на базе ЧЮИ в той или иной форме, но не может обеспечить кадровую наполняемость всех уровней органов МВД.
Есть ещё нюанс, связанный с текучестью кадров. Когда я работал в органах МВД, отслуживший первые пять лет считался ещё молодым. Сейчас же отслуживший три года уже считается «стариком». Но за три года объективно не стать профессионалом.
О современном участковом
— А как сейчас строится работа участкового уполномоченного, какие сложности в этой работе существуют?
— Здесь вот что происходит. Есть три основополагающих нормативных документа, регулирующих работу участкового. Основной из них — приказ 205. При этом участковый — это прежде всего сотрудник полиции, следовательно, его деятельность регулирует закон о полиции, где есть целый блок прав и обязанностей. Кроме того, участковый является ещё и сотрудником органов внутренних дел, а это ещё один закон со своим блоком обязанностей. Если всех их объединить, то выйдет несколько десятков обязанностей.

Работу современного участкового регулирует большое количество нормативно-правовых актов. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Как проблема, остаётся и текучка в этой службе. Хотя формально и закреплено положение про одного участкового, который обслуживает, например, 5000 населения. То есть, если в жилом квартале живёт 10 000 человек, то полквартала твои. А если одного участкового не хватает, он, например, в отпуске, командировке, болеет, или ставка свободна, то кто исполняет его обязанности? Сосед участковый. А при таком количестве обязанностей получается, что участковый ежедневно работает в горящем режиме. Отсюда, как одна из причин и текучка.
Реформа структурирует обязанности участковых
— Как можно решить все те проблемы, что описаны выше?
— Нужна конкретная реформа, которая бы детализировала полномочия существующих служб. А остальные передала бы другим органам, которых сейчас нет, которые должны быть введены. То есть вспоминаем то, что было сто лет назад: ровно делят на всех, потом исполняют. Но представьте, сколько нужно финансовых, административных и иных ресурсов, чтобы создать новую службу.
Не думаю, что в сложившихся условиях такая реформа может быть осуществима. Но даже в этих условиях полиция справляется со своими обязанностями, работая в большинстве своем честно и добросовестно.
— Можно ли тогда предпринять какие-то меры по купированию тех негативных аспектов? Например, введение каких-то новых курсов?
СССР шёл по пути формирования базовых высших учебных заведений. Полагаю, что рационально обсудить рассмотрение такой возможности и в настоящее время и поставить вопрос перед руководством Челябинской области о восстановлении юридического института для сотрудников правоохранительных органов на южном Урале.