В южноуральских университетах могут появиться «вольные слушатели»
Челябинский эксперт уверен, что последнее слово должно быть за преподавателями.Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама).
Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев направил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой возродить практику «вольных слушателей». В качестве мотивации указывается, что спрос на качественное образование, повышение качества компетенций всё возрастает. Однако, не у всех есть возможность его получить, например, для работающего человека это станет серьёзным испытанием. В следствие подобного развития, граждане всё чаще покупают онлайн-курсы, имеющие опосредованное отношение к образованию. Возвращение практики «вольных слушателей» поможет расширить возможности для прокачки компетенций заинтересованными гражданами. Подобная практика уже применяется в Московском и Санкт-Петербургском университетах, Высшей школе экономики. Корреспондент Полит74 узнал мнение известного челябинского эксперта, кандидата философских наук Андрея Лаврова.
«Вопрос интересный, давным-давно, наверное, назревший. Вместе с тем, это и очень сложный вопрос. Я сам когда-то был вольным слушателем в духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Они мне очень много дали и, наверное, в каком-то смысле и сформировали как личность. И для кого-то такие вольные слушания могут стать тем же, чем и для меня. Но нужно всё тщательно обдумать, выделить сильные и слабые стороны инициативы», - рассказывает эксперт.
Как явный плюс Андрей Лавров выделил то, что такое открытие курсов и лекций действительно позволит прикоснуться ко знаниям, возможно ещё и преподаваемых мэтрами той или иной дисциплины. При этом здесь нужно учитывать нюанс под названием «порог вхождения». Есть дисциплины и курсы, для понимания которых достаточно общешкольной программы, для других такой базы уже будет явно не хватать. Неподготовленность вольнослушателей может по итогу просто начать мешать как преподавателю, так и его основным студентам. «Я всегда свои лекции считал открытыми и приглашал всех. Но у меня были курсы, на которые приглашал и те, на которые не приглашал. Логика проста: на первый курс могут приходить все, на четвёртый уже нет. Там нужна специальная подготовка. Если они не проучились у меня три года, то станут попросту мешать мне», - отмечает эксперт.
Также необходимо учесть тот момент, что открытая трансляция лекций, занятий преподавателя должна происходить только с его добровольного согласия. Конкретный вуз, конкретная кафедра могут принять стратегические решения о внедрении подобной практики. Участие каждого отдельного лектора, вопрос только его личного желания. «Преподаватель, исследователь - фигура процессуально независимая. Это только его решение. Я знаю коллег, которые откажутся, я знаю коллег, которые согласятся. Лично я, повторюсь, соглашусь на такой формат только для младших курсов. Позже уже начинаются исключительно практические занятия: мне сдают конкретные работы, мы их разбираем. Зачем мне на них человек, который просто послушать пришёл? Да там уже и слушать нечего, нужно практикой заниматься», - заключает Андрей Лавров.
- На подъездах к Южному Уралу со стороны Кургана введено ограничение дорожного движения
- О судьбе самого жуткого здания России рассказала глава архитектурного управления Челябинска Ольга Никитина
- В Челябинске появятся дома с прогулочной зоной на крыше
- Благоустроенная набережная в Челябинске может стать самой длинной в России