При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

В южноуральских университетах могут появиться «вольные слушатели»

Челябинский эксперт уверен, что последнее слово должно быть за преподавателями.
В южноуральских университетах могут появиться «вольные слушатели»
Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама).

Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама).

Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев направил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину письмо с просьбой возродить практику «вольных слушателей». В качестве мотивации указывается, что спрос на качественное образование, повышение качества компетенций всё возрастает. Однако, не у всех есть возможность его получить, например, для работающего человека это станет серьёзным испытанием. В следствие подобного развития, граждане всё чаще покупают онлайн-курсы, имеющие опосредованное отношение к образованию. Возвращение практики «вольных слушателей» поможет расширить возможности для прокачки компетенций заинтересованными гражданами. Подобная практика уже применяется в Московском и Санкт-Петербургском университетах, Высшей школе экономики. Корреспондент Полит74 узнал мнение известного челябинского эксперта, кандидата философских наук Андрея Лаврова.

«Вопрос интересный, давным-давно, наверное, назревший. Вместе с тем, это и очень сложный вопрос. Я сам когда-то был вольным слушателем в духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Они мне очень много дали и, наверное, в каком-то смысле и сформировали как личность. И для кого-то такие вольные слушания могут стать тем же, чем и для меня. Но нужно всё тщательно обдумать, выделить сильные и слабые стороны инициативы», - рассказывает эксперт.

Как явный плюс Андрей Лавров выделил то, что такое открытие курсов и лекций действительно позволит прикоснуться ко знаниям, возможно ещё и преподаваемых мэтрами той или иной дисциплины. При этом здесь нужно учитывать нюанс под названием «порог вхождения». Есть дисциплины и курсы, для понимания которых достаточно общешкольной программы, для других такой базы уже будет явно не хватать. Неподготовленность вольнослушателей может по итогу просто начать мешать как преподавателю, так и его основным студентам. «Я всегда свои лекции считал открытыми и приглашал всех. Но у меня были курсы, на которые приглашал и те, на которые не приглашал. Логика проста: на первый курс могут приходить все, на четвёртый уже нет. Там нужна специальная подготовка. Если они не проучились у меня три года, то станут попросту мешать мне», - отмечает эксперт.

Также необходимо учесть тот момент, что открытая трансляция лекций, занятий преподавателя должна происходить только с его добровольного согласия. Конкретный вуз, конкретная кафедра могут принять стратегические решения о внедрении подобной практики. Участие каждого отдельного лектора, вопрос только его личного желания. «Преподаватель, исследователь - фигура процессуально независимая. Это только его решение. Я знаю коллег, которые откажутся, я знаю коллег, которые согласятся. Лично я, повторюсь, соглашусь на такой формат только для младших курсов. Позже уже начинаются исключительно практические занятия: мне сдают конкретные работы, мы их разбираем. Зачем мне на них человек, который просто послушать пришёл? Да там уже и слушать нечего, нужно практикой заниматься», - заключает Андрей Лавров.

Общество

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/