Наталья Шлемова: Книжные проекты, запускающие процесс игры, говорят о возрождении ценности книги

Сторигеймы, Gamebook, квестбуки, книги-лабиринты, pop-up книги, Carousel Book, Show Book, Escape Book. Современный книжный рынок изобилует продукцией, представляющей разнообразные эксперименты с книгой. Об этом рассуждает в своей авторской колонке на Полит 74 Наталья Шлемова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.
Наталья Шлемова: Книжные проекты, запускающие процесс игры, говорят о возрождении ценности книги

Многообразие и популярность книг-игр свидетельствуют о том, что чтение из нашей жизни не уходит. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Стихия игры врывается в книготворчество, определяя оригинальные книжные форматы и намечая особые траектории чтения. Новым мировым трендом признается геймификация литературы. Отражение этого процесса мы находим в книгах-играх, в пространстве которых происходит превращение человека читающего в человека играющего и наоборот – человека играющего в человека читающего. Как осуществляются подобные метаморфозы? Как читать такие книги и как с ними играть? Попробуем разобраться, рассмотрев наиболее популярные форматы.

1.     Книга-представление: игра воображения

2_5264837182782184751.jpg

Специально для «Полит74».  Ведущим сегодняшней авторской колонки выступила Наталья Шлемова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ. Фото из личного архива.

Хотели бы вы, открыв книгу, перенестись на сцену, где воплощаются самые неожиданные фантазии? Если да, то читайте-смотрите Show Book, книги-тоннели, книги-театры. Это книги, являющиеся оригинальными арт-объектами. Они отличаются совершенным полиграфическим исполнением, за счет которого пространство книги расширяется до театральной сцены (страницы превращаются в бумажные ширмы, а изображения оживают). Авторы таких изданий – дизайнеры, художники – работают в разных техниках, позволяющих создать необычные книги, чтение-разглядывание которых доставляет эстетическое удовольствие и активизирует читателя, превращая его в режиссера, актера, создателя истории.

Такой эксперимент представлен книгой «Маленький театр Ребекки» французского художника, иллюстратора Реббеки Дотремер (2016 г., издательство «Манн, Иванов и Фербер»). Автор использует уникальную технику лазерной резки. Каждая страница вырезана из бумаги. Накладывая объемные изображения друг на друга, вы заметите, как пространство книжного листа становится динамичным: персонажи начинают перемещаться, на картинках-декорациях то появляются, то исчезают разные детали. Визуальные трансформации пробуждают фантазию читателя, который придумывает в ходе чтения-игры разные истории.

viber_2022_04_09_12_27_48_194.jpg Надежда Сухова: Читать и обсуждать книги с ребёнком – это безопасный жизненный тренажёр Читать далее
Оригинальный вариант игры с читателем предлагает Элен Дрювер, вдохновленная историй Памелы Линдон Трэверс про Мэри Поппинс. Книга «Прогулки с Мэри Поппинс» (2018 г., издательство «Манн, Иванов и Фербер») сохраняет сюжетную линию известного произведения, но текст дается в усеченной форме. Истории раскрываются в ажурных иллюстрациях, вырезанных из листов черной плотной бумаги. Иногда на страницах появляются отдельные фразы-подсказки, приглашающие к сотворчеству. Прочитав их, можно пофантазировать и сочинить продолжение истории. Но книга уникальна еще и тем, что она превращается в театр теней. Дождитесь вечера, поставьте книгу рядом со стеной, посветите фонариком – и увидите чудо. Игра света и тени воссоздаст волшебную атмосферу, погружение в которую станет поводом для создания новых историй, а также для прочтения произведения Памелы Линдон Трэверс. В этом заключается особая ценность проекта.

Книги-представления, существующие в разных форматах, развивают воображение читателя. Они направлены на повышение речевой культуры, приобщение к чтению. Такие книги создают особое коммуникативное событие, участниками которого становятся и взрослые, и дети.

2.     Книга-квест: игра ума

«У вас есть ровно час, чтобы решить головоломку и выбраться из книги» – подобные установки содержатся в книгах-квестах. Предотвратить катастрофу, спасти человека, найти преступника, разгадать тайну секретного общества, пройдя испытания, решив задачи, собрав необходимые ключи, – все это становится «миссией» читателя-детектива, читателя-игрока.

Волна интереса к квест-румам, пришедшая с Запада, принесла популярность escape books. Это книги-лабиринты, книги-головоломки: по легенде участников запирают в помещении, выбраться из которого можно только расшифровав все коды, содержащиеся в книге. У поклонников таких экспериментов огромный интерес вызвала серия escape books Ивана Тапиа, которую открыла книга «Выжить в лабиринте» (2018 г., издательство «Эксмо-Пресс»). Как и во многих интерактивных книгах, в escape books сюжетные линии формируются читателем, выбирающим определенный путь прохождения квеста. Полистать книгу можно здесь: https://www.labirint.ru/books/642125/#pdf.

Оригинальная версия интерактивных книг-квестов создана известным гейм-дизайнером Димитрисом Чассапакисом. «Дневник 29» – журнал исчезнувшей археологической экспедиции. Каждая страница содержит заметки пропавших ученых, головоломки, разгадав которые можно понять суть таинственных событий.

Эта книга-игра вызвала популярность среди читателей, поэтому автор создает продолжение «Дневник 29. Открытие» (2019, издательство «Манн, Иванов и Фербер»), расширяя сюжетную линию и усложняя квест. Полистать книгу можно здесь: https://www.labirint.ru/books/706242/#pdf.

Книги-квесты становятся своеобразным «интеллектуальным тренажером»
Книги-квесты становятся своеобразным «интеллектуальным тренажером», они развивают нестандартное мышление, логику, наблюдательность, сообразительность читателя, который выступает в роли активного участника. Книга-игра становится актом свободного действия, возможно, именно это привлекает читателей к такого рода проектам.

Итак, многообразие и популярность книг-игр свидетельствуют о том, что чтение из нашей жизни не уходит. Существование книжных проектов, запускающих процесс игры, связано с возрождением ценности книги (как в случае книг-представлений), с развитием воображения и мышления нового читателя, воспринимающего зачастую чтение как утомительную обязанность.

Вывод один: играйте и обязательно читайте! Делайте открытия в жизни с книгой!

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/