Можно ли наказать автохама за подставу на дороге
Разъясняет юрист.Фото Людмилы Ковалевой (из архива Южноуральской панорамы)
На дорогах не редко встречается, мягко говоря, неадекватное поведение у некоторых водителей. Подрезать, гнать как сумасшедший, резко ударить без причины по тормозам, наверное, все это знакомо большинству «странных» участников дорожного движения. С одним из таких водителей столкнулся наш читатель, обратившейся к нам в редакцию.
Инцидент произошел буквально на днях на многополосной дороге Комсомольского проспекта Челябинска. «Еду в крайней левой полосе, с положенной скоростью, сзади автомобиль «прижимается» и начинает сигналить дальним светом фар, (негласное правило, «пропусти меня». Прим. автора.), но мне некуда сместиться, – объясняет обратившейся к нам житель Челябинска Михаил М. – Рядом поток машин, а впереди в соседнем ряду ДТП, которое все пытаются объехать».
И все бы ничего, ситуация обычная, но вероятно не для всех. Автомобиль, едущий позади Михаила, все же получив момент, обогнал его по соседней полосе. Далее последовали совершенно неадекватные действия. «Двигаясь впереди с небольшим отрывом от меня, водитель нажал резко на тормоз, я чуть не ударил его. Затем последовало ускорение, вновь несколько резких торможений и только после этого автомобиль уехал. Я чудом избежал аварии, хорошо все зафиксировано на видеорегистраторе», – резюмировал автолюбитель.
Автохам может легко спровоцировать ДТП. Фото Вячеслава Шишкоедова (Архив Южноуральской Панорамы)
Стоит сказать, что любой водитель или пешеход, может подать заявление в ГАИ сообщив о нарушении ПДД совершенном другим участником дорожного движения.
«Если вам станет известно о нарушениях ПДД или водителе, севшем за руль в состоянии опьянения, незамедлительно сообщайте об этом в дежурную часть отдела полиции Госавтоинспекции по месту выявления или по телефону 02 (102 – с мобильного) или 112. Возможно, ваша активная гражданская позиция поможет спасти чью-то жизнь», – отметили в УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области.
И действительно, видеозапись есть, в Правилах дорожного движения существует пункт 2.7, разъясняющий термин «Опасное вождение» среди которого говорится и о резком торможении, что еще нужно? То есть на «руках» есть факт нарушения, есть видеодоказательство, но…!
Но (!) это как бывает обычно «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». По факту не все так просто, как хотелось бы.
Дело в том, что юридически достаточно тяжело доказать именно «опасное вождение». Например, в данном случае, водитель резко «бьющий» по тормозам наверняка заявит, что ему необходимо это было сделать, так как на дорогу «резко выбежала черная кошка», или скажет, что ему солнце начало светить в глаза, и он вынужден был оттормаживаться. И самое главное (!) в КоАП РФ нет ответственности за подобное нарушение.
Специально для Полит74 адвокат, преподаватель «Российского государственного университета правосудия» (Уральский филиал) Владислав Калимбет. Фото из личного архива.
Стоит сказать, что вопрос ненаказуемости «опасного вождения» неоднократно становился предметом дискуссий в Государственной думе: внесенный в 2016-м году законопроект об установлении административной ответственности был отклонен во втором чтении, в 2023-м году – в первом чтении. На сегодняшний день на рассмотрении Госдумы находится уже третий законопроект о введении в КоАП РФ новой статьи 12.38 которая устанавливает штраф за опасное вождение в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Законопроект был внесен депутатами в середине 2024-го года, и успешно прошел стадию принятия в первом чтении.
«При наличии доказательственной базы (в первую очередь, записи с видеорегистратора) водитель может доказать наличие нарушения пункта 2.7 Правил дорожного движения, и, как следствие, виновность «учителя» в дорожно-транспортном происшествии», – объясняет Владислав Калимбет.
Также юрист обращает внимание, что если бы обратившийся к нам Михаил стал уходить от столкновения, чем спровоцировал бы ДТП с иными участниками дорожного движения, то не являлся бы виновником.
«Судебная практика по так называемым «бесконтактным ДТП» давно сформирована Верховным судом, который указал, что происшествие на дороге может произойти и без столкновения с виновником, если, при этом, опасными и резкими маневрами виновника ДТП было спровоцировано столкновение иных участников дорожного движения», – резюмирует эксперт.