Автор: Галина Гонина-Новикова

Марина Вайндорф-Сысоева: «Все ушли в дистант, а учат по-старому»

По мнению доктора педагогических наук Марины Вайндорф-Сысоевой, копирование традиционного обучения в онлайн — большая ошибка и дискредитация всей идеи дистанционного образования.
Марина Вайндорф-Сысоева: «Все ушли в дистант, а учат по-старому»
К повсеместному дистанционному образованию систему подтолкнула пандемия коронавируса. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

К повсеместному дистанционному образованию систему подтолкнула пандемия коронавируса. Фото Дмитрия Куткина ("Вечерний Челябинск")

Марина Вайндорф-Сысоева — доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ, руководитель магистерской программы «Электронные образовательные технологии», имеет диплом «Лучший учитель Европы». В интервью «Полит74» Марина Вайндорф-Сысоева рассказывает о дистанционном образовании, которое как снег на голову свалилось родителям и педагогам почти во всем мире. 

Вайндорф-Сысоева.jpg

Марина Вайндорф-Сысоева считает, что подготовка учителей сегодня оставляет желать лучшего. Фото из личного архива героя публикации.

— Из-за пандемии коронавируса образование ушло в онлайн. С какими трудностями пришлось столкнуться нашим педагогам?

— Учителя школ, преподаватели вузов не были готовы к такой ситуации, потому что не все владеют технологиями, не каждый понимает, что это необходимо. Сам процесс до этого был организован совсем по-другому, речи не шло о полном погружении в онлайн, а лишь о частичной замене или интеграции. Сегодня среди тех, кто учит, мало тех, кто учится сам. Этот парадокс отразился на содержании обучения, это вылилось в то, что все ушли в дистант, а учат по-старому. Возник конфликт интересов, плюс к этому добавились технические проблемы. Нет поддержки, нужно фотографировать, отчитываться. Нужно было помочь педагогам войти в эту среду. Да и сама подготовка учителей сегодня оставляет желать лучшего. У нас нет методики дистанционного обучения, а в вузах закрыли кафедры методик преподавания.

 Долой жесткое расписание

 — Как можно быстро исправить эту ситуацию?

— Должна быть качественная просветительская работа, все должны разобраться с терминами. Дистанционное обучение — это не обучение по жесткому расписанию, здесь должен быть другой регламент. Невозможно по 6 часов сидеть у компьютера. У меня внучка во втором классе, два внука студента — занимаются с утра и до ночи. Преподаватели им не объясняют ничего. Учи.ру не может заменить педагога. Нужно изменить философию обучения, объединить учителей для того, чтобы объяснять содержание не в десяти заданиях, а в одном, двух. Еще одна серьезная проблема — мы все в границах ЕГЭ. Ты должен добиться от ребенка определенного результата, а онлайн-среда не предполагает такой формат.

Сейчас очень много электронных ресурсов, серьезно к этому подходит «Открытая школа». Они подбирают учителей, которые умеют работать качественно в онлайн, с их помощью создают контент. Решения задач, упражнений не привлекают детей. Кто в этой ситуации выиграет? Тот, кто имеет правильный кейс. Из него можно будет выбрать, что можно дать очно, а что — дистанционно.

 — Пока до персонального дистанционного обучения нам далеко?

— Да, но дети быстрее нас эту проблему решат: они просто не захотят учиться. Я все время говорю учителям: «Вы должны стать конкурентоспособными, тогда вас выберут ученики». На самом деле у нас ни один учебник по классической педагогике не учит работать индивидуально.

 — Сколько при дистанционном образовании у учителя должно быть детей, в идеале?

— 15-20 детей, это должна быть точечная работа. Например, сейчас мы разрабатываем программу обучения в вузе, у нас 10 факультетов. Я предлагаю лекции (по 20-30 минут) читать всем, а практику вести в каждой группе отдельно.

Глобальная проблема

coronavirus-4937226_640.jpg Пандемия глобально изменит не только систему здравоохранения страны, но и образование Читать далее
— Следите ли вы затем, в какой из стран во время пандемии дистанционное образование организовано лучше всех?

— Мы обсуждали это с Наталией Киселевой, замминистра образования Московской области, которая изучает этот вопрос. Везде есть свои сложности: не хватает техники, учителя не умеют работать, родители ругают и заставляют детей учиться. Я думаю, что это глобальная проблема. Меньше сложностей у тех, кто раньше хорошо работал в сети.

— Может ли случится так, что наши дети не захотят выходить в офлайн?

— Может. Мы в этом виноваты сами, ведь очень часто говорим ребенку: «Вот тебе планшет, посиди, помолчи». Если на начальном этапе нет родительского контроля, то в 6-7 классе ситуацию менять уже поздно. У нас есть такая иллюзия: нам кажется, что, если дети умеют обращаться с компьютером, то они учатся. Мы мало общаемся с детьми, поэтому они уходят в онлайн и находят там друзей. Процесс уже запущен, пандемия тут не при чем.

 — Как преподавателям не сойти с ума в период повального дистанционного обучения?

— Нужно любить то, что ты делаешь, и тех, для кого ты это делаешь. Только так. Я работаю в системе дистанционного обучения с прошлого века, но переход только на такой формат образования у меня занял много времени. Еще нужно жить интересами своих учеников. Я своим студентам на выходных дала задание провести виртуальные экскурсии. После того, как я опубликовала их работы, четверо получили заказ на проведение виртуальных экскурсий! Для них это было развлечение, а для меня — учебный процесс.

 Редакция благодарит Информационный центр по атомной энергии Челябинска за помощь в организации интервью.

 

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий Проверяйте информацию
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/