Когда свет не во вред
«Ученье – свет, а неученье – тьма», - настаивают педагоги и разработчики учебных программ. Правда, иногда в своем желании «просветить» юное поколение, напрочь забывают о том, что для применения этих знаний на практике молодому человеку понадобятся силы и здоровье. А где их взять, если взрослые вовремя не подумали об их сохранении? Заботиться об этом стали лишь недавно: слишком уж печальна статистика. Однако есть такие школы, где здоровьесберегающие технологии активно внедряются и весьма успешно.Знания ценой здоровья
- В одной из программ «Времена» Владимир Познер сделал заявление, что наша сегодняшняя школа калечит здоровье детей. К сожалению, в некоторых случаях это действительно имеет место, - констатирует директор 130-й челябинской школы Иван Калита. – сказываются перегрузки в учебном процессе. А для Челябинской области, как для промышленного региона с далеко не самой благоприятной экологической обстановкой, вопрос о состоянии здоровья детей особенно актуален. По официальным данным, лишь десять, в лучшем случае пятнадцать процентов детей приходят в первый класс абсолютно здоровыми. Остальные имеют те или иные заболевания.
По словам Ивана Калиты, главная задача – не ухудшить существующее состояние здоровья ребенка в школе. Необходимо сделать так, чтобы сам образовательный процесс не наносил вреда ученику. И физические перегрузки, и психологические, приводящие к нервным срывам, исключаются.
Однако это неписаное правило соблюдается далеко не везде. Об этом говорят и результаты: если в начальной школе отличников трое-пятеро в классе, и качественная успеваемость достаточно высокая, то к концу 11 класса успевающих становится гораздо меньше. Темп современной школы не каждому по силам выдержать.
- Согласитесь, что к сегодняшним школьникам предъявляется масса требований, - говорит Иван Калита. – Дети должны знать намного больше, чем в советское время знали мы. Сегодня даже иностранные языки начинают изучать со второго класса – это уже говорит о многом… Поэтому встает вопрос о школе, которая может в процессе образования дать ребенку качественные знания, соответствующие требованиям госстандартов, и при этом не только сохранить ученику здоровье, но и укрепить его. А опросы общественного мнения показывают, что сегодня среди родительских требований в школе на первом месте даже не уровень знаний, а безопасность ребенка в школе и сохранение его здоровья. О необходимости сохранения здоровья говорят и все документы, регламентирующие деятельность системы образования. Это требование включено в концепцию модернизации российского образования. Речь идет о целостной перестройке образовательного процесса и формировании здоровьесберегающей образовательной среды.
Школа начинается с… завтрака
В 130-й средней школе в порядке эксперимента формируют именно такую среду. Для этого, в первую очередь, здешние педагоги получают полное представление о каждом из своих учеников – что это за ребенок, и каковы его особенности, - чтобы в дальнейшем действовать по принципу «не навреди». Выясняется состояние здоровья детей с помощью исследований и мониторингов. Школа сотрудничает с Институтом здоровья и экологии человека. Специалисты института работают непосредственно с детьми.
- Существуют разные методики комплексного обследования физического и психологического состояния детей, - поясняет директор школы. – Даже давление и сердечный ритм могут сказать о многом. Мы смотрим, насколько ребенок утомляем, агрессивен, импульсивен, насколько адекватно он воспринимает образовательный процесс, какие учителя ему нравятся, какие – нет, и почему. Все это влияет на физическое и эмоциональное состояние ученика.
На основе этих данных и строится дальнейшая работа. Образовательный процесс – многосторонний, поэтому большое место занимает и работа с педагогами, и с родителями. Для них организуют семинары, где разъясняют, что такое, собственно, здоровый образ жизни.
- Сегодня мы говорим с учениками и родителями о преимуществах здорового образа жизни, - рассказывает Иван Калита. – Мы говорим о том, как правильно питаться, как одеваться. Ведь сегодня большинство школьников одеты в синтетику, которая не позволяет коже дышать. Мы объясняем родителям, что ребенку надо покупать «правильные» вещи из натуральных материалов. А как обстоит дело с питанием? Опросы показывают, что лишь 60 процентов детей утром завтракают. Остальные, как правило, не успевают. И как минимум два урока организм работает «без подпитки», не получая калорий. Соответственно, нагрузка увеличивается. Поэтому ребенку надо обязательно завтракать перед школой, легкой пищей – лучше, если это будет каша или овощной салат. Второй завтрак ребенок должен получать в 10-11 часов – и не просто яблоко, а что-то более существенное. В два часа – обед, в шесть – ужин. Причем мясо надо есть в середине дня, так как это «тяжелый» продукт, к усвоению которого утром организм еще не готов…
Заболевания желудочно-кишечного тракта по распространенности среди школьников стоят на первом месте. Сказывается привычка питаться чипсами и газировкой. У родителей не всегда есть время проследить, на что ребенок потратил деньги, которые ему выдали на обед. В меню столовой школы № 130 первое, второе и третье. Стоит все это 11-20 рублей. При этом многие пользуются дотациями из городского бюджета на льготное питание в школе.
Спасибо зарядке!
Помимо этого, педагогам объясняют, как правильно проводить динамические паузы на уроках, как поощрять двигательную активность. Одна из методик, например, называется «Конторка». Рядом с партами ставят «конторки» - трибуны, за которыми можно писать стоя. Дети попеременно пишут то сидя, то стоя за такой трибуной. В течение урока они меняют положение – таким образом проводится профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Как говорит директор 130-й школы, таких методик масса. В школе применяется и технология «двух досок». Одна располагается впереди, другая – сбоку. Часть заданий выполняется на одной, а затем учитель обращает внимание детей на боковую доску. Ребенок опять-таки меняет положение.
Ну и, конечно, обязательны физкультминутки. Начало уроков – в 8.30, а звонок звенит в 8.25. Проводят зарядку сами дети – в каждом классе, с первых по одиннадцатые.
- Мы разработали карту валеологического анализа уроков, - рассказывает Иван Калита. – Учитель может проследить по определенным критериям, насколько он использует здоровьесберегающие технологии. К примеру, учитель математики сумел в момент решения задачи связать цифры с набором очков в баскетболе. Дети заинтересовались игрой, и многие из них пришли заниматься в нашу спортивную секцию по баскетболу. Вот пример агитации через учебный материал – еще одного направления пересмотра учебного материала.
Кстати, о спорте. В 130-й школе в отдельных классах увеличено количество уроков физкультуры. В расписании пятых, седьмых и десятых этот предмет значится трижды в неделю. 60 процентов дополнительного образования – спортивные секции. Имеется даже «специализация»: был 1-ый класс, целенаправленно занимавшийся спортивной гимнастикой. Третьеклассники выбрали парусный спорт, ученики четвертых и пятых – легкую атлетику. Зимой все в обязательном порядке встают на лыжи. Ребята 9-12-ти лет играют в хоккей: школа закупила и форму, и коньки, и клюшки.
Помимо физического здоровья здесь уделяют внимание и психологическому. Прежде всего стремятся создать благоприятный психологический климат. Как пояснил Иван Калита, в первую очередь речь идет о настрое учителя. Если педагог явился в школу злой – и урока не получится. Все проблемы и личные неурядицы надо оставлять за порогом класса.
Первые итоги
Проект 130-й школы был представлен в Москве на фестивале «Эврика» - Авангард». Школа претендует на получение статуса федеральной экспериментальной площадки. Защищать свое право на него школа будет осенью. В настоящее врем школа № 130 уже является районной экспериментальной площадкой.
Но главное даже не в статусе. Руководство и педагогический коллектив школы отмечают положительные тенденции: 60 процентов их воспитанников занимаются в спортивных секциях, а число учеников, предпочитающих горячее питание в столовой чипсам, возросло почти на треть.
Что касается учебного плана, то здесь он ориентирован прежде всего на ребенка. При составлении расписания учитывается физическая и психологическая нагрузка на ученика. Самые серьезные предметы приходятся на середину недели. Контрольная на последнем уроке исключается.
…В следующем году в школе № 130 появятся физиотерапевтический кабинет и кабинет лечебной физкультуры. В целом же эксперимент рассчитан на пять лет. Педагоги уверены, что за это время процент здоровых учеников в школе существенно вырастет.