При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Какие песни любил засекреченный ученый по прозвищу «Уральский дракон»

Центром культурной жизни в Миассе был дворец "Прометей".
Какие песни любил засекреченный ученый по прозвищу «Уральский дракон»
Запись программы "Так культурно!". Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Запись программы "Так культурно!". Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Основатель и руководитель знаменитого ракетного центра в Миассе Виктор Макеев был поклонником Леонида Утесова и сам нередко исполнял со сцены песни из его репертуара.

Об этом на программе «Так культурно!» медиахолдинга «Гранада Пресс» рассказал его коллега - почетный гражданин Миасса, первый секретарь Миасского горкома КПСС, ветеран ГРЦ им. В.П. Макеева Александр Борисов.

- Когда заканчивались праздничные мероприятия, он подходил к микрофону и нередко пел. А мы становились полукругом и подпевали. «Шаланды полные кефали», «Я не поэт, я не брюнет», - утесовские песни, - рассказал Александр Борисов.

3Q1A4770 Куткин.JPG

Александр Борисов вспоминает о Викторе Макееве. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)


Виктора Макеева на заре его карьеры называли «маленьким Королевым», поскольку он был учеником знаменитого ученого. В разгар холодной войны американцы дали Макееву другое прозвище: «Уральский дракон». Ракеты, которые были спроектированы засекреченным конструктором, по всем параметрам стабильно превосходили любые аналоги.

О том, какой вклад Виктор Макеев внес в развитие науки и военной промышленности, говорилось немало. Однако очень важным аспектом стал его вклад в культурное и социальное развитие Миасса.

Как напомнил историк Николай Антипин, Миасс во время Великой Отечественной войны бурно рос. В город была эвакуирована одна из частей завода ЗИС, которая впоследствии дала жизнь «УралАЗу».

- Завод был запущен к концу войны. В городе появились новые специалисты, инженерные кадры, появился новый район. Нельзя думать, что это было захолустье – город расположен на Транссибе, рядом с Златоустом, где находятся крупные металлургические предприятия. Миасс находился в прекрасном курортном месте, но имел развитую промышленность. За годы войны не было возможности развивать его социальную сферу, но после войны началось преодоление этого отставания. Макеев тут оказался ко времени, - отметил историк.

Александр Борисов вспоминает о том, что когда в 1960 году начал работать на предприятии, до него было сложно добраться.

3Q1A4684 Куткин.JPG

Режиссер Александр Мордасов (слева). Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

- Троллейбуса не было, регулярного автобуса не было. Овсяные, картофельные поля и больше ничего. До ближайшего жилья 10 километров. На обычной машине не доедешь, автобусы останавливались на расстоянии в полтора километра от первого административного здания. Преодолевать их приходилось пешком и в сапогах. В поселке Тургояк ничего, кроме школы, не было, - рассказывает Борисов.

Однако новую культурную прослойку в Миассе создали люди, которые приехали после выпуска из вузов. Среди них ленинградский военмех, московское училище имени Баумана, Киевский, Томский, Днепропетровский университеты, Казанский авиационный институт.

– Люди ехали, как в песне, за романтикой. И обрели ее: сногсшибательная природа, руководитель – молодой, энергичный, амбициозный, носитель культуры, - говорит бывший работник ракетного центра.

Сначала в городе было построено четырехэтажное кирпичное здание заводоуправления, где был кабинет и подразделения конструкторского бюро. Там же был актовый зал на 400 мест. Там отмечали Новый год, проводили концерты. Первым социальным объектом стала школа и ее актовый зал. Там проводились киносеансы и устраивались вечера.

Затем появился знаменитый ДК «Прометей». Кстати, название для него выбирали всем городом, а в открытом конкурсе победила жена Виктора Петровича – Галина Вадимовна.

- Дворец культуры «Прометей» – в чистом виде заслуга Виктора Петровича. В сложное время в стране было запрещено строить объекты культурного и спортивного назначения. Но пользуясь моментом, при встрече с Хрущевым он этого разрешения добился. Великие люди своеобразны во всем. Ведь он мог не брать на себя ответственность. На название дворца объявил конкурс, и победила жена Макеева – Галина Вадимовна. Именно она придумала самое лучшее название. А затем в Миассе построили лучшую гостиницу в Челябинской области. Как ее назвать? Опять объявили конкурс, выбрали «Нептун», а конкурс выиграл начальник отдела прочности Валерий Лизин, - вспоминает Борисов.

Миасский дворец культуры стал творческим центром не только для города, но и целого региона. 

3Q1A4606 Куткин.JPG

Историк Николай Антипин, фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

- Творческие люди, это техническая и научная интеллигенция. У всех ученых были знакомые артисты, музыканты, художники. Они без этого общения не могли. Дворец культуры «Прометей» сразу стал легендой. Все стремились туда попасть. В 70-м году мы ездили туда с театром «Манекен», там бывали артисты филармонии. Все артисты кино, которые приезжали в Челябинскую область, были в «Прометее», все мощные коллективы, кинопремьеры — все было в «Прометее», потому что это потрясающий и очень удобный дворец!

Вокруг «Прометея» собралось культурное сообщество. При нем работал колоссальный клуб самодеятельной песни, потрясающий фотоклуб и киноклуб, которым руководил Леонид Оболенский. Он рассказывал нам, как работал с Эйзенштейном. Нам всегда хотелось попасть в «Прометей» и показать там премьеру. Это было ответственно, потому что мы общались с умной и интеллигентной аудиторией. Мы чувствовали ее заряд и очень им дорожили», — рассказал Александр Мордасов, профессор, заведующий кафедрой в Челябинском институте культуры, известный театральный режиссер.


Напомним, проект медиахолдинга Гранада Пресс, «Так культурно!» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив

Послушать подкаст можно на площадках ВКонтактеОдноклассникиЯндекс.МузыкаСаундстримApple PodcastsGoogle Podcasts и Castbox.

 #Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд