Автор: Александра ГОЛОВИНА

Как пройти адаптацию в новом коллективе

Приход на новое место работы - достаточно сложный период для любого человека. От того, как вы себя зарекомендуете, будет зависеть многое, поэтому важно произвести должное впечатление. Начинать с неправильного мнения неполезно, ведь впоследствии новый сотрудник может стать жертвой своей репутации. О том, как успешно пройти период адаптации и стать «своим» в новом коллективе, рассказывает заместитель директора центра развития и психологии PersonaGrata Елена Золотова.

Информация

Первое направление, в котором новичок должен основательно поработать – это собрать как можно больше информации о коллективе коллег. Какие есть традиции, гласные правила (их транслирует руководство: к какому времени приходить, когда обед и так далее) и негласные (как поздравляют коллег с днем рождения) и другую информацию, например, касающуюся дресс-кода. Присмотритесь, как выглядит и что носит большинство людей, не выдавайтесь из ряда вон экстравагантным видом. Обязательно узнайте, кто является лидером в коллективе, не стоит портить с ним отношения. Ненавязчиво узнавайте о привычках или проблемных зонах сотрудников, чтобы в разговоре не затронуть болезненную тему или не обидеть словом. К примеру, не стоит использовать слово «разведенка», если половина коллектива представлена женщинами, которые разошлись с мужьями. Необходимо быть очень корректным, благожелательным и элементарно вежливым, следить за своими фразами, не допускать в речи негативных отзывов.

Некоторые знания можно приобрести, расспрашивая что-либо у сотрудников или же самостоятельно наблюдая и слушая. Вопросы строятся абсолютно ненавязчиво, они должны быть уместны. Если вы решили пообщаться с одним из коллег, то не должно быть вашего монолога, лучше, если инициатива беседы будет принадлежать ему. Уместно заданные вопросы позволят человеку довольно органично рассказать что-либо.

Если в свою очередь коллеги что-то спрашивают у вас, то обязательно нужно ответить, не надо уходить и уклоняться от ответов, иначе вас сочтут чересчур замкнутым. Следите, чтобы ваши комментарии были лаконичными, если вы заметили, что вот уже полчаса слышится только ваша речь, остановитесь.

Нейтральность

Вторая рекомендация состоит в том, что нужно сохранять нейтральность. Не транслируйте какого-либо яркого и бурного отношения к кому-то из коллег, будь то радость и счастье от того, что вы тут работаете, или негативные эмоции, если вы вынуждены это делать против желания. Нейтральность – ваше кредо, как в отношении с людьми, так и в демонстрации своих собственных эмоций.

Альянсы

Третье направление, в котором следует действовать – создавать альянсы с сотрудниками компании, особенно с ее лидером. Входить в какие-то группировки по интересам очень важно. Можно на обеденном перерыве обсуждать новые рецепты или новинки техники, давать коллегам подсказки, если вам доступна какая-то информация, которую они ищут. Помощь – очень важное направление. Можно поделиться своими контактами или подвезти кого-то до дома. Ваша задача – создать теплые отношения с большинством из членов группы, чтобы они были расположены к вам. При этом выстраивать нужно ровные отношения. Даже если вы пришли на руководящую должность, не стоит рвать всех в клочья, демонстрируя, кто здесь главный. В подчинении тоже не следует находиться, иначе вы попадете в зависимое положение – никто не будет считаться с вашим мнением. Выстраивайте равные отношения: я тебя уважаю - ты меня уважаешь; я хороший – ты хороший.

Кстати, если во время сбора информации о коллективе вам стало известно об отрицательных качествах одного из сотрудников, не становитесь заложником чужого мнения, вам может передавать негативное мнение, и вы будете участвовать в чужих играх и отношениях. При сборе информации оставьте себе право формировать собственную точку зрения.

Общность

Следующая рекомендация заключается в том, что нужно искать общие темы. Находите точки соприкосновения с коллегами – места, где вы отдыхали, заведения, в которых вы учились, общие приятные знакомые, предпочтения в еде и так далее. Это даст тему для разговора и обмена впечатлениями. Обязательно участвуйте в общих праздниках, и не забудьте отметить свой день рождения в коллективе, это поднимет ваш рейтинг в глазах коллег.

Фишки

Ищите фишки в себе, ваша задача - запомниться. Найдите особенные темы или вещи, которые будут выделять вас из окружения и провоцировать на разговоры. Это может быть какой-то особенный мобильный телефон, который повлечет вопросы коллег, или интересный аксессуар, достойный обсуждения. Такие фишки привлекают внимание и предлагают тему для разговора. При этом не стоит «выпирать», сохраняйте нейтральность.

* * *

Знайте, что период адаптации достаточно затяжной и многоступенчатый. Первый этап адаптации будет длиться две-три недели, когда вы будете входить в курс дела, постигать новую дорогу до работы и собственный функционал. Не спешите делать выводы до этого момента. Прислушайтесь к ощущениям, которые будут после этих недель.

Затем выделяют цикл в полгода, когда вы уже станете человеком «своим» и перестанете быть новичком. Вы приобретете некоторые знания, уверенность, своевольность. Как только пройдете годовой цикл и повторно будете отмечать праздники, вы уже сможете считать себя адаптированным в коллективе.