При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Историк Юлия Маковецкая объяснила, нужно ли изучать краеведение в школе

На сегодняшний день предмета «Краеведение» в школьной программе не существует.
Историк Юлия Маковецкая объяснила, нужно ли изучать краеведение в школе
Краеведение является одним из элементов любого урока. Фото Вячеслава Шишкоедова (из архива Южноуральской панорамы)

За последние годы в обществе вырос интерес к изучению истории малой Родины, своих корней. Все более популярными становятся увлечение краеведением и разнообразные городские экскурсии. Насколько интерес к краеведению удовлетворяет система образования, как на сегодняшний день устроено изучение истории родного края на самом первичном уровне – в школе?

Об этом агентству Полит74 рассказала Юлия Маковецкая, заведующая кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинского института переподготовкии повышения квалификации работников образования, кандидат исторических наук.

- Юлия Геннадьевна, какое место краеведение занимает на сегодняшний день в системе школьного образования?

86e33e0c5616ee37c85c1037b2699285.jpg

Юлия Маковецкая, фото с официального сайта ЧИППКРО

- Вопросы изучения истории родного края занимают большое место в рамках учебного предмета «История». Программа реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Практически в каждом классе есть часы, отведенные для изучения истории родного края. В федеральной рабочей программе учебного предмета «История» они представлены практически в каждом историческом периоде, а педагог, в зависимости от региона, в котором он работает представляет наполнение этих вопросов региональным компонентом. За составление программы отвечает школа, в процессе принимают участие все сотрудники образовательной организации. Есть определенное количество часов, которое отводится на темы, связанные с изучением истории родного края. Все представители системы образования, начиная от министра просвещения, убеждены, что знание истории родного края необходимо, востребовано. На нем воспитывается, в том числе, и гражданская позиция любого человека.

Но на сегодняшний день в федеральной государственной программе любого уровня образования – начального, основного, среднего общего – нет учебного предмета «Краеведение». В начале 2000-х годов разрабатывались подобные программы. В рамках реализации Концепции краеведческого образования в Челябинской области была научно обоснована организация системы учебной и внеучебной деятельности по краеведению на всех уровнях общего и дополнительного образования, а также были разработаны рекомендации по преподаванию учебного предмета «Краеведение». Был разработан учебно-методический комплекс, включающий учебники, рабочие тетради, атлас и учителя использовали его. Но в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах такого предмета сейчас нет.

- Как в учебном процессе задействован краеведческий компонент? Эти знания даются только на уроках истории или при изучении и других учебных предметов, например, в «Разговорах о важном»?

- Вопросы по изучению родного края представлены в рамках федеральной рабочей программы учебного предмета «История». Региональные особенности прослеживаются также в любом предмете, который есть в школе: химия, обществознание, география, литература и так далее. Везде есть моменты, которые освещаются на примере той территории, где дети живут. В том числе, в курсе внеурочной деятельности «Разговорах о важном» есть региональный ориентир.

- Может педагог по собственной инициативе, например, на внеклассных занятиях, начать цикл лекций (экскурсий) по краеведению?

Учебники школьные_фото Куткина (2).jpg

Краеведение является частью уроков истории. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

- Педагог реализует программу, которая разработана и утверждена школой. Спонтанно, откинув другие темы, преподавать краеведение он не может, поскольку есть четкий учебный план, рабочая программа по соответствующему учебному предмету, которые учитель обязан реализовывать. Однако есть курсы внеурочной деятельности по изучению истории родного края, дополнительные общеразвивающие программы. Вот это то поле, где педагог может проявить свою эрудицию, знания, творчество. В школе существуют различные программы внеурочной деятельности помимо «Разговоров о важном» и курсов профориентационной направленности. Среди них может быть и краеведение. Если образовательное учреждение имеет лицензию на дополнительное образование детей, то может реализовать любую программу краеведческой направленности, имея соответствующих специалистов.

- Откуда учителя берут информацию для преподавания краеведения?Есть ли какие-то пробелы в ней, которые требуется устранить? Есть ли в школах дефицит кадров для реализации учебных программ по истории родного края?

- Специальных курсов по подготовке учителей краеведения нет, хотя отдельные элементы обучения присутствуют. У нас в институте в рамках курсов повышения квалификации для учителей истории, географии, обществознания мы эти темы затрагиваем. Наши педагоги посещают государственный архив Челябинской области, Государственный исторический музей Южного Урала, знакомятся с интернет-источниками, пользуются различными возможностями, которые предоставляют высшие учебные заведения, учреждения культуры (конкурсные и образовательные мероприятия).

- Достаточно ли учителям имеющихся источников для пополнения своих знаний?

- Источников у нас очень много. Но вместе с тем, как в любой ситуации, связанной с историей, их будет недостаточно. С каждым годом, с каждым днем открываются факты, неизвестные ранее. Это касается и архивов, к которым мы получаем доступ, и археологических исследований, проводимых учеными нашего региона. Каждый раз увеличивается объем информации.

- Есть ли периоды в истории Челябинской области, недостаточно изученные или отраженные в учебной литературе?

- «Белые пятна» в истории были, есть и будут всегда. Человеку всегда мало информации. Если он начинает интересоваться какой-то темой, ему кажется, чего-то не хватает. Он будет искать и найдет!На первый взгляд кажется, что история нашего края хорошо изучена, даже написан учебник с 6 по 9 класс. На уровне федерации вышло учебное пособие по изучению истории Южного Урала. То есть мы имеем и учебное пособие, и рабочие тетради, атлас, книгу для чтения… Они охватывают сведения не только по истории, но и литературному краеведению, географические позиции. Спектр большой, но человек всегда хочет знать больше.

- Юлия Геннадьевна, считаете ли вы, что в обществе выросла потребность в изучении своих корней, усилился интерес к малой родине? В чем секрет популярности городских экскурсий, на которые ходит все больше людей?

photo_2023-07-26_20-55-28.jpg

Городские экскурсии набирают все большую популярность. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)

- Да, интерес к теме краеведения в исторических реалиях, в которых мы находимся, действительно возрос. Но он существовал всегда. Было много учителей, которые этим вопросом занимались и занимаются, рассказывают детям об истории родного края в рамках дополнительных развивающих программ или внеурочной деятельности. Этим же много лет занимается к примеру «Центр историко-культурного наследия города Челябинска». Они организуют экскурсии, проводят мероприятия, которые популяризируют историю Челябинска. В нашем регионе работают региональные инновационные площадки, где этот интерес реализуется в части разработки экскурсий, рабочих тетрадей по изучению истории родного края. Различные общественные организации реализуют проекты, направленные на изучение истории родного края.

Что касается популярности экскурсий, скорее, это вопрос из области бизнеса и может быть адресован туристическим агентствам. Спрос на такую информацию, безусловно, есть. Но с какой целью туда идут? Кто эти экскурсии проводит? Верифицируется ли контент, оценивается ли содержание на соответствующий уровень восприятия? Измерять уровень интереса к истории региона экскурсиями некорректно, как и оценками ребенка в школе. Останется ли ребенок в регионе, где он вырос, выучился не только в школе, но и ВУЗе или ССУЗе? Будет ли он дальше жить, работать и развивать свой край? Именно с этой точки зрения необходимо смотреть на формирование и развитие устойчивого интереса к своей малой Родине и ее истории.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/