Автор: Наталья Окорокова

Эксперты: «Челябинску не хватает своей мифологии»

По мнению ученых, журналистов и общественников, Челябинску необходима городская мифология. Каждый житель с детства должен знать 10-15 громких имен и исторических фактов, которые давали бы ему возможность гордиться своим городом. Тема самоидентификации челябинцев обсуждалась на очередном заседании экспертов «Сигарного клуба» в клубе «Арома де Куба».

Эксперты: «Челябинску не хватает своей мифологии»


Типичный челябинец – «уральский пенёк»

Характер современных челябинцев, как и жителей любой территории, складывался под воздействием определенных исторических событий. На сегодняшний день типичные жители южноуральской столицы – потомки пассионариев. Они люди упертые, брутальные, основательные, недоверчивые к чужакам, но открытые к контактам.

- Один из собирательных образов челябинца – «уральский пенёк», крепкий и основательный. Мы проводили маркетинговое исследование в центральной России, и многие участники опроса были уверены, что жители Челябинска производят добротные вещи. У города мужской характер, брутальный. Есть еще один момент, присущий челябинцам: они могут ныть, как все плохо, но все равно верят, что будет лучше, - говорит депутат челябинской городской думы, предприниматель Дмитрий Довбня.

Историк, археолог и краевед Гаяз Самигулов напомнил, что когда начался период российской экспансии на восток, население, шедшее за Уральский хребет, было готово к риску. Крестьяне, создавшие основу местного казачества, жили в приграничных районах, и это не могло не сказаться на их характере. С тех пор формируется та самая упёртость, недоверие к чужакам и контактность, потому что граница - открытая зона.

- Когда рассказываешь об истории города тем, кто не ее знает, у них возникает удивление. История Челябинска не примитивная, интересная. Город возник как форпост государства в тот же год, когда русские войска впервые захватили Крым. Это не случайное совпадение. Челябинцы находились на острие имперского экспансионизма и обладали определенной пассионарностью, - подчеркнул секретарь челябинской епархии, отец Игорь Шестаков.


Последние сто лет Челябинск был социальным хабом

После запуска Транссибирской магистрали через Челябинск проехало более девяти миллионов человек. Город был крупным переселенческим пунктом в конце ХIХ – начале ХХ века, и в некотором смысле сохранил эту роль до сегодняшнего дня. В южноуральскую столицу съезжаются жители малых городов и окрестных сел, переселенцы из Казахстана, стран Средней Азии. Получив образование или наладив бизнес, они нередко двигаются дальше – в Москву, Санкт-Петербург, зарубежные страны. Эксперты охарактеризовали город, как «социальный хаб». И высказали гипотезу, что одной из причин, по которой переселенцы не закрепляются в Челябинске, является отсутствие у него собственного лица.

- С момента запуска Транссиба город стал социальным хабом. Мы собираем народ, перемалываем и куда-то отдаем. С некоторых пор считается, что это плохо. Но те, кто приезжают, не хотят жить на пустом месте. Им необходима мифология, история, - уверен журналист и писатель Максим Бодягин.

Как отметил Гаяз Самигулов, изначально в город переезжают из экономических соображений, не считая Челябинск интеллектуальным и эстетическим центром притяжения. «Интерес и желание остаться возникает не по экономическим причинам, а когда понимаешь, что у города есть история и ощущение себя», - уверен эксперт.

Директор газеты «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин подчеркнул, что Челябинск привлекателен дешевым жильем и наличием работы. Но помимо физиологических потребностей у людей есть желание стать частью важного дела и большой истории.

Гаяз Самигулов считает, что у челябинцев есть сильная тенденция к самоуничижению в связи с незнанием истории. Между тем, город был центром крупнейшей в России Исетской провинции. Но в сознании людей любой окрестный город интересней Челябинска изначально. «В сознание вбито, что Челябинск в историческом смысле ничтожен, и до промышленного переворота тут говорить не о чем», - говорит историк. Эксперт уверен, что эту ситуацию необходимо исправлять.


Челябинску нужна стратегия, идеология и мифология

Большинство участников дискуссии согласились с тем, что Челябинску необходима городская мифология, основанная на самых ярких исторических фактах, а также идеология как система ценностей и взглядов. Они помогут не только самоидентификации челябинцев, но и позволят выработать дальнейшую стратегию развития города.

Эксперты также выдвинули конкретные предложения, какие именно важные события и личности могут лечь в основу челябинской мифологии. Среди них основатель Челябинска полковник Тевкелев, строитель Транссибирской магистрали Константин Михайловский, нарком Малышев – министр танковой промышленности и отец атомной бомбы. В Челябинске находился крупнейший в Европе машиностроительный холдинг – завод ЧТЗ, без которого бы не было Танкограда.

Редактор газеты «Вечерний Челябинск» Михаил Стерехов уверен, что в основе самоидентификации челябинцев может лежать только идеология. У носителя определенной системы ценностей и взглядов гармонично сложится взгляд на историю, и оформится мифология.

- Идеологии у Челябинска нет, но что может лежать в ее основе? Например, люди гордятся своим пролетарским происхождением. Это одинаково понятно любому человеку в мире. До войны Челябинск был уездным городом, резкий скачок населения произошел за счет ленинградцев – сюда пришла именно их культура. И до сих пор город «питерский». Наша задача - осознать, что необходима идеология, хотя этого слова все боятся, - сказал журналист.
По мнению Максима Бодягина, работу по созданию городской мифологии необходимо провести перед саммитом глав государств ШОС и БРИКС, который запланирован в Челябинске в 2020 году. «Потому что если не сейчас, то мы не сделаем этого никогда», - уверен журналист.

Одним из инструментов разработки достойной стратегии развития Челябинска может стать Совет горожан. В него войдут неравнодушные люди, которые будут активно обсуждать эти вопросы и доносить их до власти. «Муниципалитет, регион подключатся впоследствии, когда увидят, что в этом есть здравое зерно. Толчком должны быть люди, которым небезразлично, где они живут. Мэры и губернаторы уходят, а люди остаются», - уверен Дмитрий Довбня.

Ему возразил Михаил Смирнов, который убежден, что выработка стратегии и мифологии – задача властей. «Это делается всегда только сверху. Нужно описать город с точки зрения истории, и никакие легенды не надо будет придумывать. А дальше поручить специалистам, чтобы создали документ, который вбивать в головы», - сказал предприниматель.

– Наш город имеет полное право на существование своей идеологии, культуры, продвижение идей. В нем удивительным образом отражается вся история России, включая самое начало и последние вехи. У города есть святые покровители, 15 февраля 2013 года это доказало нам со всей очевидностью, - сказал отец Игорь Шестаков.

– Мы были крепостью, городом торговцев чаем, Танкоградом. Сегодня необходимо найти что-то другое, а мы потерялись. Не хочется быть задним двором Екатеринбурга, городом с плохой экологией. Мы должны стать городом смелых и предприимчивых людей, которые любят Челябинск и верят свои силы, - резюмировал беседу Сергей Филичкин.


Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/