Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Дороги на «тридцать процентов» не построишь

На сегодняшнем совещании при губернаторе главы муниципалитетов поспорили с областным правительством. Яблоко раздора – 30 процентов аванса на реализацию муниципальных программ по ремонту и строительству дорог. Остальные субсидии из областного бюджета обещают перечислить лишь после окончания всех дорожных работ.
Дороги на «тридцать процентов» не построишь

- Надо учесть, что из 44 муниципальных образований Челябинской области затраты на ремонтно-строительные работы и содержание дорог в бюджеты заложили только 15. Хотя по 131 закону содержание дорог – компетенция муниципальных образований. На тот момент, когда губернатор подписал постановление о выделении денег, ни одного проекта, ни одного заключения, ни одного материала, подтверждающего проведение конкурса, нам предоставлено не было, - проинформировал первый вице-губернатор Андрей Косилов.

На данный момент запланированы субсидии на ремонт городских магистралей нескольким муниципалитетам. Среди них Челябинск (250 миллионов рублей), Магнитогорск (100 миллионов рублей), Красноармейский муниципальный район (53,1 миллиона рублей) и другие. Некоторые города уже получили «дорожные» миллионы, но реконструкция там еще не начиналась. По словам первого заместителя министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Александра Исупова, основная причина этого – отсутствие проектной документации и экспертных оценок необходимых средств на затраты.

Тема вызвала бурные дискуссии. По словам Андрея Николаевича, область сегодня принимает на себя полномочий больше, чем взимает доходов с муниципалитетов. Соответственно, может считать себя правой, диктуя условия для выделения субсидий. Идея областного правительства – выделять авансом только 30 процентом согласованной с губернатором суммы. Остальное – после окончания всех строительных и ремонтных работ.

Помните юмореску: «Что значит сыр низкого качества? Это не сыр, а сырье». Так и здесь: что значит дороги на 30 процентов? Это не дороги, а указатели направлений, как сказал классик Жванецкий. Муниципалитеты, поставленные перед выбором - деньги или экспертизы пост-фактум - на самом деле попали в довольно двусмысленное положение. Будет экспертиза «до» - за счет непредвиденных обстоятельств и не запланированных работ лимит выделенных средств может оказаться превышен. И ладно, если это останется на бумаге, но из-за недостатка финансов эти работы могут оказаться недоделанными. Субсидирование после окончания работ вынудит муниципалитеты искать поставщиков без предоплаты или заказывать работы в долг. Может, получится. А может быть, и нет. В последнем случае местным властям придется брать средства на дороги из каких-либо иных фондов, а отсюда и до обвинения в нецелевом использовании средств недалеко.

Вполне логичный и осуществимый выход из создавшегося положения предложил мэр Челябинска Михаил Юревич:
- Показатель работы территории – подоходный налог с доходов граждан, которые зарабатывают деньги для области, для города на данной территории. Из ста процентов перечислений с этого налога в городах остается 30. Я предложил бы ставку налога, которая остается на территории, поднять с 30 процентов до 40. Так сделано во многих российских городах, в большинстве. Муниципалитеты будут меньше жаловаться, как-то смогут сводить концы с концами. Вообще же этот разговор о 30-процентных субсидиях – политика двойных стандартов. Муниципалитеты - не подрядные организации, они проводят заказы. Сейчас же битум, цемент, присадки в асфальт - все импортные - по предоплате. Без полного финансирования невозможно приобрести все материалы. С нас заранее требуют сметы. Но известно, сколько дополнительных работ появляется во время основных, запланированных. Мы проводим экспертизы, но после окончания работ. Однако если будут требовать до начала работ – будем делать до. Лишь бы финансировали.

Многие сочли предложение справедливым, но со стороны областного правительства оно вызвало массу эмоций. Вышло так, что все муниципалитеты Челябинской области на совещании защищал челябинский глава. По его словам, муниципалитет совсем не обязательно уподоблять подрядной организации, которая прежде чем получит финансирование, обязана предоставить все проекты и сметы. Тем более что и результаты конкурсов, и все остальные необходимые документы, по крайней мере, в Челябинске, уже давно готовы.

Сейчас документы на субсидии в размере 150 миллионов рублей уже подписаны губернатором. Челябинск долго не мог их получить. Только на днях лед тронулся.