Артур Дыдров: ЮНЕСКО в своих стратегиях не дает понимание, какого человека мы «образуем»
В последнем десятилетии в России все чаще говорят о непрерывном образовании и образовании «через всю жизнь». О тренде в своей авторской колонке на Полит74 рассуждает Артур Дыдров, доктор философских наук, профессор кафедры философии ЮУрГУ.В современном мире любят говорить о непрерывности образоваания, но оказывается есть некоторое непонимание того, что же такое в принципе образование. Фото Олега Каргаполова ("Вечерний Челябинск")
Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил Артур Дыдров, доктор философских наук, профессор кафедры философии ЮУрГУ.
Фото из личного архива.
В официальной риторике ЮНЕСКО смущает тот факт, что Lifelong Learning не определяется, а коннотируется. Образование названо «ценным общественным благом», «ключом» к сокращению неравенства и адекватному реагированию на структурные проблемы, вызванные чрезвычайной климатической ситуацией, быстро стареющим населением и технологической революцией, которая меняет характер профессиональной деятельности и социальную жизнь с «головокружительной скоростью».
В документе ЮНЕСКО – и это видится значительным концептуальным упущением – не определено главное: что есть образование. Возникает впечатление, что ответ на этот вопрос как будто бы всем известен и даже не стоит малейшего внимания со стороны политических структур и общественных организаций. Между тем, без четкого понимания содержания образования, его смысла как сложного, интегрального феномена мира человека, вряд ли возможно говорить об «образовании через всю жизнь». Вопрос «чему учить современного человека», заостренный в книгах популярного футуролога и публициста Юваля Харари, следует неразрывно связать с проблемой интерпретации образования. В сложившейся ситуации может возникнуть небезосновательное убеждение, что образование редуцируется к дидактике, или обучению. Последнее сегодня понимается сквозь призму «компетентностного» подхода.
Без понимания того, что есть образование и какого человека мы «образуем», трудно (а то и невозможно) оценить стратегический потенциал и реальные результаты любых, даже самых масштабных и претенциозных проектов.