Андрей Коршунов: Единого понимания феномена «потребительский экстремизм», нет
Агентство Полит74 пообщалось с главой комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства, попытавшись разобраться в юридических коллизиях современных рыночных отношений.Сейчас термин «потребительский экстремизм» чаще звучит применительно к строительной отрасли. В тонкостях определения разбираемся с Андреем Коршуновым. Фото Людмилы Ковалёвой (Южноуральская панорама)

Несколько примеров из практики
— Что такое потребительский экстремизм в принципе? Существует ли он?
— Злоупотребления потребителей довольно острая тема для предпринимателей, работающих в потребительском сегменте. Каждой стороне рыночных отношений хочется отдать поменьше, а получить побольше. Нередко борьба этих двух противоположностей приобретает крайние формы.
Могу припомнить случай, когда руководитель одной из общественных организаций по защите прав потребителей проводил проверки отелей, а затем требовал денег от предпринимателей, чтобы контрольные органы не узнали о выявленных нарушениях. Все это официально оформлялось «мировым соглашением».

Андрей Коршунов специально для Полит74 о потребительском экстремизме. . Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
На другом краю этой проблемы много других случаев. Например, когда, скажем, буфет реализует «осетрину второй свежести», а потом буфетчица при поддержке юристов, проигравших это дело в суде, убеждают директора театра, что во всем виноваты сами потребители, предательски отравившиеся свежайшим продуктом. И вот на этом краю борьбы предпринимателей и потребителей гораздо чаще звучит словосочетание «потребительский экстремизм». Хотя какого-либо определения в законодательстве «потребительскому экстремизму», нет.
Одно время это словосочетание часто звучало в риторике страховых компаний наряду с «черными юристами». Что не мешало страховым компаниям занижать страховые выплаты, а то и вовсе отказывать страхователям. Сейчас термин «потребительский экстремизм» зазвучал у некоторых строительных компаний, как некоторое обвинение в недобросовестности покупателей жилья и их юристов, которые лишают строителей денег и, видимо, возможности строить в соответствии с нормативными требованиями.
Но как говорят судебные юристы: «Если в судебном споре сторона начала ссылаться на злоупотребление правом, несправедливость, а паче того на моральный облик оппонента — это верный признак того, что юридических аргументов у нее нет». Как и шансов на победу.
Из своего опыта защиты предпринимателей могу сказать, что, если предприниматель правильно выстраивает работу с претензиями потребителей, дает продукт того качества, какое заявляет и не выбирает самых нерадивых юристов, ему нетрудно будет отстоять в суде свою правоту.
Возвращаясь к строительной отрасли, могу привести пример одной компании, от собственника которой я за несколько лет совместной работы ни разу не слышал о потребительском экстремизме. При этом компания бывает и судится. Но судится она не с потребителями, а с подрядчиками и поставщиками. Потому что не принимает работы и материалы, качество которых не соответствует нормативным требованиям.
Существует или нет потребительский экстремизм? Как юридическая категория — нет. А как предмет для обсуждения — наверное, да. Ведь мы его обсуждаем.
О опасности потребительского экстремизма
— Есть ли в юридической науке, практике консенсусный или компромиссный подход к определению данного феномена?
Хоть подходы к определению «потребительского экстремизма» встречаются разные, суд должен принять решение в независимости от глубины проработки феномена в юридической науке.
Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)
Вообще юриспруденция дисциплина сугубо практическая. Вы приходите в суд с конкретным казусом и независимо от того, насколько глубоко разработан ваш казус в теории юриспруденции, суд должен в срок рассмотреть дело и принять решение. А в науке много вопросов, на которые она на сегодняшнем этапе развития не может дать ответов. И это всех устраивает. Наука без сферы непознанного перестает быть наукой. Ответы ищутся и могут искаться сколь угодно долго. Суд же ограничен процессуальными сроками и необходимостью решить дело.
Я не уверен, что с точки зрения практики законодательное определение феномена потребительского экстремизма что-то даст. Кроме того, из тех предложений законодательно определить этот феномен так и не удалось понять, какую задачу предлагающие решают. У советских инженеров было хорошее правило «не чинить то, что не ломалось».
— Какие есть проблемы с классификацией той или иной формы поведения, того или иного поступка в качестве проявления потребительского экстремизма?
— Описать в законе некий стандарт поведения или определить судебной практикой некий набор обстоятельств и даже ввести актом Верховного суда некое новое понятие — с этим никогда проблем не было. Другое дело, что с этим со всем потом делать? Стоит ли множить сущности без необходимости?

— С одной стороны, когда потребитель забирает у предпринимателя деньги — это не очень хорошо. Потому что предприниматели — полезные. Это они создают то, что мы потребляем.
Но есть еще один вопрос в теме потребительского экстремизма, который верующие в его существование стараются не замечать. А где в это время был суд? Ведь потребитель только обратился в суд со своими хотелками, а уже суд все проверил и рассудил кто прав, а кто не прав. При этом к судебной системе претензий вроде нет. А к потребителю есть?
Экстремисты или сутяги
— При подготовке к разговору у меня возникло ощущение, что потребительский экстремизм достаточно близок к такой черте характера как «сутяжничество». Можно ли поставить между ними знак равно?
— Сказано у Матфея: «Если кто захочет судиться с тобой и отнять у тебя рубашку, отдай ему и плащ свой». Понятно, что судебные разбирательства не самый приятный способ решения. Но в процессе эволюции человеческая цивилизация пришла и пользуется пока таким способом. Право на судебную защиту — это конституционное право граждан. И я бы не стал его представлять в негативной коннотации.
— Есть ли опасность, что под соусом борьбы с потребительским экстремизмом недобросовестные предприниматели пытаются продвигать инициативы, ограничивающие права потребителей?
— Думаю, что такая опасность есть. Непродуманные изменения в законодательство ничем хорошим не заканчиваются. Право — это очень точный и тонкий механизм. Хорошо, давайте мы запретим потребителям забирать у нерадивых предпринимателей деньги через суд. Какой другой стимул заставит предпринимателей предлагать продукт надлежащего качества? Система может выйти из состояния равновесия. Другое дело, что есть некоторые моменты в законодательстве о защите прав потребителей, на которые стоит обратить внимание.

Андрей Коршунов: «Непродуманные изменения в законодательство ничем хорошим не заканчиваются».
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Другая особенность потребительских отношений — повышенная неустойка в пользу потребителя за ненадлежащее исполнение обязательств, взыскание компенсации морального вреда, а также штрафа в размере половины присужденного в пользу потребителя. Нужно ли так защищать права потребителя? Пока законодатель считает, что нужно.
— Необходимо ли в России законодательное обрамление такой проблемы, методов борьбы с ней?
— Думаю, что проблема злоупотребления потребителями своими правами, конечно, существует. Хотя, я бы не стал ее называть таким громким именем. А методы и способы противодействия злоупотреблениям уже есть в законодательстве и применяются в судебной практике.