При поддержке Гранада Пресс
Автор: Александр Прохоров

Александр Прохоров: Станет ли искусственный интеллект обычным инструментом в образовании

Перегруженность информационных потоков для студентов становится все сильнее, превращая обучение в рутину, способны ли новые технологии разгрузить и дать молодым людям больше времени для творчества? Об этом рассуждает в своей авторской колонке заведующий кафедрой Современных образовательных технологий Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ, кандидат технических наук, доцент Александр Прохоров.
Александр Прохоров: Станет ли искусственный интеллект обычным инструментом в образовании
Современные студенты должны буквально погружаться в среду искусственного интеллекта. Фото Вячеслава Шишкоедова (из архива Южноуральской панорамы)
555-_1_.jpg Максим Двойненко: Остается нерешенным важный вопрос — чего хочет молодежь Читать далее

Периодически в различных новостных лентах появляется информация о новых достижениях в области искусственного интеллекта, и почти каждый раз поднимается очень интересный и волнующий многих вопрос о том, сможет ли машина когда-нибудь заменить человека в творческом плане, например, в области образования? Приводятся примеры, когда за студента задания выполняет нейросеть, обученная решать задачи или писать сочинения на заданную тему, тем более, что сейчас успехи нейросетей в ряде областей, например, в распознавании естественного языка или перевода в режиме реального времени уже неоспоримы. Цифровизация, хотим мы этого или нет, уже проникла во все сферы нашей жизни. Современные школьные учебники содержат QR-коды для получения дополнительной медиа-информации. Беспилотные автомобили, виртуальные помощники, голосовой ввод команд – сейчас уже практически повсюду так или иначе используется искусственный интеллект.

Прохоров фото маленькое.jpg

Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступил Александр Прохоров, заведующий кафедрой Современных образовательных технологий Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Фото из личного архива.

Нейросети, действительно, умеют решать стандартные математические задачи и писать рефераты, но реальной опасности для нашей системы образования они не представляют, потому что по своей сути они всего лишь постепенно приближаются к уровню человека-репетитора, который может не только так же, как и нейросеть, но и гораздо лучше помочь написать студенту доклад или курсовую работу. Проблема лежит в другой плоскости, и она существовала задолго до появления современных нейросетей – генераторов текста. Давно повсеместно и открыто продаются сборники сочинений и готовых домашних заданий, и теперь эти сборники просто вышли на новый технологический уровень. Преподавателю даже не нужно изобретать какие-то новые методики – достаточно задать пару вопросов, и авторство сочинения или другой письменной работы станет очевидным. С другой стороны, если студент полностью разобрался в работе, подготовленной нейросетью, и свободно ориентируется в ней, то вопрос авторства уже может отойти на второй план, ведь главная цель обучения – усвоение материала и умение использовать его – в полной мере достигнута.

Когда-то и появление карманных калькуляторов воспринималось негативно
Безусловно, все, что предлагается сейчас решить с помощью методов и возможностей ИИ, нужно принимать на вооружение и учить использовать во благо. Современные студенты должны буквально погружаться в среду искусственного интеллекта, интернета вещей и общего информационного поля. Система образования неизбежно подстроится под новые реалии, ведь иногда не сильно важно, кто именно создал текст, гораздо важнее то, как студент его понимает и может ли он рассуждать на заданную тему – вот эту составляющую и нужно проверять. Условно говоря, проверять не орфографию и пунктуацию, а понимание написанного, умение дискутировать. Когда-то и появление карманных калькуляторов воспринималось негативно, – нам предрекали всеобщую математическую безграмотность и утрату навыков устного счета; видимо, это участь всего нового – проходить этап отрицания обществом, чтобы потом стать незаменимым помощником человека. Не так давно, 25-30 лет назад интернет или мобильная связь казались чем-то из области фантастики, но сегодня мы уже не представляем себе современный мир без них. Так и нейросети, придя в наши дома, на рабочие места, завоюют свое место под солнцем.


Нейросети – это очень полезный инструмент, как и вообще любой другой инструмент, который мы используем. Это своего рода телескоп, позволяющий заглянуть глубже и дальше в информационный космос. Сейчас информационные потоки и сам доступный объем информации настолько выросли, что нужно иметь очень светлую голову, чтобы в каком-то определенном вопросе охватить все значимые источники информации, и вот тут как раз ИИ вполне мог бы помочь, так скажем, направить телескоп в нужную точку звездного неба. Нужно обязательно поручать выполнение рутинной или опасной работы искусственному интеллекту, освобождая место и время для творческой и воспитательной составляющей учебного процесса.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий Музыкальный вечер в библиотеке
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/