Политолог Сергей Зырянов оценил перестановки в южноуральском правительстве
Алексей Текслер утвердил список вице-губернаторов и членов регионального кабмина.Изменения в южноуральском правительстве обсуждаем вместе с политологом. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
Напомним, в Челябинской области в первых числах сентября прошли выборы главы региона. С результатом в более 80% выиграл действующий губернатор Алексей Текслер, вступивший в должность.
После инаугурации, губернатор провёл ряд кадровых изменений в составе регионального правительства. Так, кабмин покинули четыре вице-губернатора, общее число заместителей главы сократилось до 10. Кроме того, объявлено о планах создать четыре новых министерства и два главных управления.
О том, насколько радикальны такие изменения и что они значат, корреспондент Полит74 спросил у известного социолога, доктора политических наук Сергея Зырянова.
Закон Поланьи
— Насколько вообще для управленческой системы России в общем и Челябинской области, в частности характерны изменения в исполнительной власти после крупных электоральных событий?
— В управлении вообще и в политическом, в частности, по всей видимости, действует закон, сформулированный Карло Поланьи. Этот закон, в общих чертах гласит, что «в управлении выигрывает тот, кто удачнее синхронизирует темпы изменений среды с темпами приспособлений системы управления к этим изменениям».
Сергей Зырянов специально для Полит74 о перестановках в южноуральском правительстве. Фото Олега Каргаполова (архив «Вечернего Челябинска»)
Конечно, ключевыми точками этого процесса являются какие-либо знаковые события в жизни,как страны, так и региона. К таким событиям можно отнести обновления в исполнительной и законодательной ветвях власти в результате выборов.
Отмечу, что для Челябинской области приход каждого нового губернатора ознаменовывался не только изменениями в персональном составе правительства, но и в его структуре. Например, в 2014 году Борисом Дубровским была ликвидирована должность «председателя правительства Челябинской области».
Алексей Текслер после первого избрания на пост главы региона в 2019 году, сразу же предложил новую структуру кабинета министров: 16 министерств, 7 главных управлений, 2 первых заместителя губернатора и 6 простых. То есть, всего в правительстве было сформировано 23 ключевые структуры: министерств и главных управлений. Однако, уже в 2022 году была проведена очередная реорганизация кабмина, донастройка: число заместителей губернатора увеличилось до 10.
Сейчас же мы наблюдаем очередной этап этого процесса. Уже назначено 15 министров, при этом заявлено, что их будет 19, главных управлений сейчас 9, а станет 11. То есть, после завершения реорганизации в южноуральском правительстве будет 30 базовых структурных подразделений, что на 20% больше, чем в 2019 году.
— То есть, если кратко резюмировать, то сказать, что это нечто «экстраординарное», нельзя?
— Я соглашусь с вашей оценкой. Это естественный и логичный процесс настройки системы управления на новые условия. Нужно подчеркнуть, что темп изменений в жизни российского (и не только) общества в последние десятилетия заметно ускорился.
Цифровизация и другие важные моменты провоцируют более быстрое протекание социальных, экономических и политических процессов. На это нужно реагировать: либо количественно меняя структуру управления, либо качественно.
Персональный состав
— Насколько масштабные, по вашему мнению, изменения произошли в корпусе вице-губернаторов? Ушло четыре заместителя, причём, некоторые из них курировали ключевые направления работы, например, аппарат правительства.
— Ваше предположение о масштабных изменениях представляются обоснованными. Это достаточно серьёзное изменение в персональном составе руководства региона. Тем не менее, учитывая общие тенденции (например, увеличение числа министерств и главных управлений), я думаю, что такая реорганизация оправдана.
Далее есть некоторое количество просто заместителей, за которыми закреплено два, три, а иногда и четыре министерств и главных управлений, которыми они непосредственно руководят, то есть регулярно проводят оперативные совещания, «снимают» информацию, оценивают её, ставят новые задачи и так далее.
А министры и начальники управлений, как ответственные исполнители, осуществляют руководство подчинёнными им министерствами и управлениями и решают задачи, поставленные перед ними более высокими структурами.
— Тогда как оценивать тот факт, что, собственно, министерский корпус претерпел минимальные изменения?
— Здесь нужно учитывать, что персональные изменения в составе правительства области происходили на всём протяжении первой легислатуры Алексея Текслера. Этот процесс затронул министерский корпус и Законодательное собрание.
Можно вспомнить, что у нас с начала этого года, например, сменился министр образования и науки, глава минздрава, министр промышленности. Если смотреть далее по списку, то можно обнаружить, что в большинстве ведомств происходили такие кадровые изменения.
Ещё замечу, что в результате всего комплекса преобразований персонального состава кабинета министров региона, произошло омоложение персонального состава управленческой системы. Например, министру имущественных отношений только 36 лет.
Также интересно посмотреть на то, откуда управленцы прибыли в Челябинскую область. В этом контексте могу сказать, что большинство членов правительства оказались «коренными» жителями, которые давно работают на Южном Урале.
Новые ведомства
— Если же говорить о создаваемых структурах: четырёх министерствах (ЖКХ, градостроительства, молодёжной политики, международной кооперации) и двух главных управлениях (туризма и ветеринарии), то с чем связано их учреждение?
— Когда губернатор Алексей Текслер представлял членов правительстве, то он коротко комментировал назначения. Создание новых управленческих структур, отметил губернатор, связано с изменениями задач, которые регионам нужно будет решать, начиная с 2024 года, года начала новой легислатуры президента России.
Направления работы новых ведомств во многом совпадают с утверждёнными указом президента национальными целями развития. Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Также в указе утверждаются новые национальные проекты. Например, «Туризм и индустрия гостеприимства», «Международная кооперация и экспорт», «Молодёжь и дети». Понимаете, откуда «растут ноги» изменений в нашем правительстве?
Кроме того, нужно помнить, что в недавнем выступлении перед Законодательным собранием области Алексей Текслер обозначил 9 направлений развития Южного Урала на 5 лет. Отчасти, они пересекаются с национальными проектами, но есть и уникальные цели.
Например, «Новый облик городов», вот вам и задача, под решение которой, как считает губернатор, нужно создавать министерство градостроительства. Также главой региона были названы такие направления как: «Счастливые семьи», «Сельское хозяйство», «Инфраструктура качества жизни».
Собственно, вот те приоритеты, которые отмечались губернатором, как важные для успешной судьбы нашего региона, и под них и принимаются решения по созданию новых управленческих структур, которые будут отвечать за решение проблем в данных сегментах жизни.
— И в заключение, какими Вы видите задачи, которые предстоит решить нынешнему составу правительства области?
— Главной стратегической задачей, по моему мнению, будет дебюрократизация системы управления. С одной стороны, бюрократия дисциплинирует чиновников, заставляет их действовать в рамках свода правил и норм.
Если же говорить о тактических моментах, то жители Челябинской области ожидают от правительства зримых, ощутимых изменений в своей жизни уже в ближайшее время. Тех изменений, которые можно «пощупать» в своём кошельке, если мы говорим об уровне жизни, или тех изменений, которые можно наглядно увидеть, например, как новую набережную или фонтан. Этот запрос со стороны южноуральского сообщества чрезвычайно серьёзен, и на него нужно реагировать и постоянно иметь ввиду.
- Стабилизация ситуации в Коркино укрепила медийные позиции Текслера
- Федеральные эксперты отметили эффективность антикризисного менеджмента Текслера
- Акции Текслера продолжают умеренно расти на «Бирже губернаторов»
- Эксперты назвали реакцию Текслера на события в Коркино жесткой, адекватной и справедливой