При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

Челябинский эксперт Стремяков объяснил, почему молодёжь неохотно идет на выборы

Спикер предложил ряд мер, способных  переломить ситуацию и заинтересовать молодой электорат.
Челябинский эксперт Стремяков объяснил, почему молодёжь неохотно идет на выборы
О причинах низкой электоральной активности молодёжи разбираемся вместе с экспертом. Фото Людмилы Ковалёвой (Южноуральская панорама)

О причинах низкой электоральной активности молодёжи разбираемся вместе с экспертом. Фото Людмилы Ковалёвой (Южноуральская панорама)

IMG_2496.jpg Современный российский молодёжный политический лидер – это сложный сплав психологических установок Читать далее
Согласно данным социологов за 2019 год лишь 30% молодых людей интересовались политикой, а среди организаторов выборов представленность молодёжи ещё ниже — 18%. Среди кандидатов только 23-27% являются представителями молодого поколения. Корреспонденту Полит74 удалось поговорить с Михаилом Стремяковым, президентом Фонда правовых инноваций, правозащитником, общественным деятелем и узнать у него, в чём причина такой низкой включённости молодёжи в политические процессы и что с этим делать.

У молодежи снижено чувство ответственности

 — В чём Вы видите причину столь низкой политической активности молодёжи?

photo_2024-01-29_11-37-32.jpg

Михаил Стремяков специально для Полит74 о том, как повысить политическую активность молодёжи. Фото из личного архива

— Есть такое ощущение, что для этого много причин, но их не могут обнаружить даже серьёзные учёные, поскольку они тесно переплетены между собой, необходим некий исследовательский симбиоз.

Из самых очевидных можно назвать исторический аспект, связанный с недоверием молодёжи к избирательной системе, органам власти в целом. Ещё можно указать на общественный аспект, который связан с системой отрицания участия в политике.

Отчасти можно говорить о сниженном чувстве ответственности молодёжи за какие-то глобальные, общегосударственные решения. И это не вина молодёжи, ей просто никто не объяснил о возможностях участия в политике и том, как это влияет на принятие важных решений.

Да, существует множество форм, механизмов участия молодёжи в политике: молодёжные избирательные комиссии, детские молодёжные советы при органах власти, молодёжные парламенты и правительства. Они есть. Но, по нашим данным, на конец 2022 года в России существовало 83 молодёжных парламента, из которых только 18 обладали правом законодательной инициативы, то есть прямой возможностью влиять на принятие политических решений.

Тем не менее прецеденты активного участия таких парламентов в политическом процессе есть. Здесь стоит отметить молодёжный парламент при Государственной Думе, ряд аналогичных организаций регионального уровня, которые выдвигали смелые и яркие инициативы. Но это настолько единичные случаи, что без должной подготовки их просто сложно найти.

С остальными молодёжными организациями как будто бы такая же ситуация. Номинально они существуют, но реального инструментария в руки молодёжи не даётся.

— А выстраивается ли работа с будущими избирателями?

— На мой взгляд, нет понимания, как с молодежью работать. Хотя я напомню, что согласно нормативно-правовым актам и позиции ЦИК, будущим избирателем считается человек в возрасте от 14 до 18 лет..

А с 18 все без исключения получают право избирать и быть избранным. И когда молодой человек получает это право, то он искренне не понимает как с ним поступать. Наверное, порядок действий очевиден для людей, которые более 30 лет работают в территориальных избиркомах, но для молодёжи, порой, проблемой является простое установление местонахождения избирательного участка.

Даже если он дойдёт, то там максимум, что сделают для поощрения его электоральной активности — подарят какую-то ручку и блокнот, которые будут утилизированы через неделю, когда найдутся на антресолях. Почему нельзя вместо этого купить ему подписку на музыкальный сервис или поощрить через систему образования?

Изменить ситуацию можно и нужно

— И как нам настроить работу с молодёжью таким образом, чтобы она активнее участвовала в политической жизни страны?

— У меня нет никакого желания говорить о том, какие у нас плохие избирательные комиссии или органы власти. Во-первых, это неправда, там есть множество людей, которые понимают, что с молодёжью можно и нужно работать.

студенты_молодежь_фото_Людмилы_Ковалевой_25621.jpg

Работать нужно и с будущими избирателями. Фото Людмилы Ковалёвой («Южноуральская панорама»)

А во-вторых, если мы в очередной раз начнём выяснять «Кто виноват?», мы, как будто снимем с себя ответственность. В этом смысле я бы хотел больше рассказать о том, что могут сделать институты гражданского общества.

Здесь важно понять, какие можно применить механизмы. В первую очередь необходимо выстроить работу с будущими избирателями, начать работу на долгую перспективу. Работая только с теми, кто должен принимать активное участие в выборах, мы упускаем из виду ребят, которых реально можно завлечь.

Поэтому первое на что нужно сделать акцент — это именно работа с будущими избирателями. Форм может быть большое количество: начиная с просветительских программ в школах и колледжей до каких-то интерактивных мероприятий. Например, начать можно с развития ученических советов в школах, когда школьники сами выбирают старосту класса, президента школы и так далее.

Можно говорить и о развитии детских организаций и движений. К примеру, в молодёжные избирательные комиссии нашего региона до недавнего времени можно было вступать с 14 лет. Не совсем понятно, почему эту норму отменили. Для меня это немножко странно, так как МИК и ТИК — это не политические структуры, они направлены только на то, чтобы люди могли реализовать свои избирательные права. Туда просто необходимо включить форматы, которые были бы направлены на то, чтобы в городах каждый молодой человек знал о своих правах и механизмах их реализации.

— Можно ли изменить что-то у ребят, кто уже имеет право голосовать?

Возможно, было бы полезным посмотреть на достойные практики работы с молодёжью отдельных политических партий
— Относительно вовлечения тех, кто уже достиг возраста избирателя, механизмы в принципе схожи. Здесь также нужно уделить внимание просвещению. Единственное, необходимо иметь ввиду, что федеральным законом молодёжь у нас определяется, как когорта от 14 до 35 лет. А это разрыв в поколение, если не в два. Интересы человека в 30 лет и 16 отличаются, и это надо учитывать. Соответственно, и механизмы должны быть разными.

Возможно, было бы полезным посмотреть на достойные практики работы с молодёжью отдельных политических партий. У нас есть силы, ориентированные на молодёжь, которые успешно применяют метод таргета в социальных сетях, которые устраивают интересные встречи с молодёжью. Как мне думается, варианты мягкой агитационной деятельности работают намного более эффективнее нежели какие-то принудительные формы.

Поэтому нельзя говорить о том, что старшую молодёжь мы не можем вовлечь в участие в политических процессах, надо просто включить мозги и подумать, какие интересные механизмы мы для этого вовлечения можем придумать.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/