При поддержке Гранада Пресс
Автор: Матвей Зайковский

Южноуральским предпринимателям рассказали о хитростях налоговых органов

В арсенале налоговиков богатый набор инструментов.
Южноуральским предпринимателям рассказали о хитростях налоговых органов
Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

На прошедшем недавно в Челябинске масштабном налоговом форуме обсуждался большой спектр тем, посвящённый налоговой донастройке, основные положения которой уже вступили в силу.

Однако, список вопросов для живого диалога не ограничивался исключительно налоговой тематикой. Так, Ирина Ильиных, член института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России рассказала бизнес-сообществу о хитростях налоговых органов, которые они применяют во время камеральной проверки.

Корреспонденту Полит74 на полях мероприятия удалось пообщаться с Ириной Викторовной и более подробно узнать у неё о сюрпризах, которые налоговая служба может преподнести предпринимателю.

От проверки до акта

— Что вообще такое камеральная проверка и для чего налоговые органы её проводят?

— Это проверка, мониторинг любой декларации предпринимателя, которую он предоставил в налоговый орган. Исходя из полученной информации этот орган, иногда, аналитическую проверку соответствия показателей, которые у них заложены определённым регламентом.

То есть, оцифрованная система закладывает ваш массив информации и делает вывод, выдаёт мнение о наличии или отсутствии нарушений. Очень часто, о проведении проверки можно узнать только в личном кабинете налогоплательщика. Других видов оповещения не предусмотрено нашим законодательством. Поэтому, в итоге, камеральная проверка — это скрытая проверка налоговым органом любой информации.

— А для чего тогда применять какие-то хитрости?

— По большей части отношения между налогоплательщиком и налоговым органом складываются через требования. В этом формате органы могут применять свои манёвры. Я их называю «хитрости», потому что мы тоже можем «хитрить», зная задачи, алгоритмы органа и то, как оценить поступивший от ФНС запрос.

В этом смысле главная наша задача — обеспечить безопасность бизнеса. И исходя из неё мы выстраиваем стратегию и тактику. «Хитрости» используют все: и предприниматели, и налоговые органы. Благодаря ним, мы оцениваем и нас оценивают. Готовы ли мы аргументированно ответить на тот или иной вопрос или нет?

— А если предприниматель просто проигнорирует требование, чем это ему грозит?

— В этом случае у налоговых органов есть инструменты. Они могут сформировать своё мнение, основываясь на цифрах, которые собирают из других источников: информационных ресурсов, требований контрагентам. Иногда предприниматели узнают о проведении в отношении них проверки от своих партнёров. Плюсом могут привлекаться эксперты или оценщики (если речь идёт о, например, недвижимости).

Иногда предприниматели узнают о проведении в отношении них проверки от своих партнёров
И собрав все эти данные, оцифровав их, сформировав акт, налоговая предоставляет вам результативный акт камеральной проверки. А в нём могут быть сведения о выявленных нарушениях с соответствующим начислением штрафов и так далее.

В этом случае бизнесу остаётся только «сражаться». Я в своей практике стараюсь отрабатывать камеральные проверки, не доводя всё до суда. Можно вести диалог, у бизнеса есть 30 дней для полной оценки ситуации и принятия решения.

Видите, нужно понимать, что решение налоговой службы можно оспаривать долго, а обязательства вам кладутся на расчётный счёт. Принимая решение о обострении противостояния, вы, фактически блокируете свои деньги. Плюсом портиться деловая репутация, клиенты ведь смотрят на неё.

Подводные камни

— И всё-такие какие конкретные хитрости использует налоговая?

— Иногда она в лоб направляет требование, в котором прописаны одни условия о несоответствии, а внутри требования запрос на иные документы. То есть, идёт «игра». Налоговые органы смотрят на то, как вы отреагируете, что предоставите и так далее.

Налоговые органы смотрят на то, как вы отреагируете, что предоставите 
Могут пойти и другим путём. Если не получилось в лобовую, то могут вызвать руководителя. Ещё одним инструментом может быть посещение предприятия. Сотрудники ФНС просто смотрят ваш бизнес, а параллельно опрашивают сотрудников, встречающихся им по пути.

А ещё могут отправить новый вариант требования, со ссылкой вне рамок проверки. В этом случае бизнесу важно грамотно ответить. Вообще, есть универсальная тактика прохождения всех проверок: «максимум пояснений, минимум документов». То есть, доходчиво разъяснять, пояснять, так как человек на той стороне не знает всех нюансов бизнеса.

Порой, его представления кардинально отличаются от реального положения дел, картина-то складывается из цифрового формата, иногда присутствует и шаблонное мышление. Нет понимания о индивидуальности. Нам нужно её раскрыть, донести и отстоять границы минимизации документального оборота.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/