Учиться правильному потребительскому поведению необходимо всю жизнь
Об этом в своей авторской колонке рассуждает декан факультета экономики ЧелГУ Александра Егорова.Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
Без малого сорок лет человечество отмечает всемирный день защиты прав потребителей. То, что покупатель должен быть защищен законом, люди признали давно. В своде законов царя Хаммурапи, правившего Вавилонским царством в XVIII веке до нашей эры, в одной из статей, к примеру, содержался запрет на обвес и обсчет покупателей и предусматривались наказания для нарушителей закона. Похожие нормы существовали и в римском праве, и в Русской Правде (первых сводах законов Руси). Там, где не было законов, отношения между покупателями и продавцами регулировались обычаями и традициями.
Развитие товарно-денежных отношений и появление новых способов торговли привели к тому, что для защиты потребителей потребовались специальные правила. Сначала это были отдельные нормы, включавшиеся в более общие законодательные акты, затем нормы о защите прав потребителей стали включать в гражданские кодексы. И только в 60-е годы XX века начали принимать специальные законы, посвященные исключительно правам потребителей. Тогда же на уровне законодательной и исполнительной власти были сформулированы понятие потребителя и его основополагающих прав. Именно они легли в основу Закона о защите прав потребителей, принятого одним из первых в истории современной России – в феврале 1992 года.
Специально для «Полит74». Ведущим сегодняшней авторской колонки выступила декан экономического факультета ФГБОУ ВО ЧелГУ, кандидат экономических наук, доцент Александра Егорова.Фото из личного архива
Следующее право касается безопасности. Понятие это многогранное. То, что полезно в одном случае, может оказаться вредно в другом. И побочные эффекты не должны перекрывать общей пользы.
Право на выбор. У потребителя должна быть альтернатива. Она, конечно, всегда есть – покупать или не покупать. Но если есть потребность, и она нуждается в удовлетворении, то при этом необходимо реализовать право выбора.
И, наконец, право быть услышанным. Нарушения происходят в самых разных сферах. Самым распространенным нарушением прав потребителей является несоответствие стоимости товара, указанной на ценнике товарной полки и тем, что покупатель потом обнаруживает в кассовом чеке. Традиционно больше всего недовольства граждан вызывает сфера реализации товаров, связь, бытовые, жилищно-коммунальные и медицинские услуги. Нарушения прав потребителей в процессе предоставления финансовых услуг, характеризуется тем, что страдает право на свободный выбор, то есть практикуется навязывание дополнительных сервисов. Также актуальны вопросы безопасности и взыскание долга коллекторами с нарушением законодательства, необеспечение защиты персональных данных.
Проблема заключается в том, что контрагенты вынуждены покупать товары и услуги вне зависимости от уровня своей компетенции - сложно представить возможность такой ситуации, чтобы потребитель покупал только то, в чем он разбирается. Поэтому возникает задача, как добиться того, чтобы покупатели получали то, что им необходимо, чтобы их меньше обманывали, чтобы их некомпетентность не наносила им ущерба. И это задача прежде всего государства, которое и должно услышать потребителя.
В этой связи все большее значение приобретает еще одно право, которое выделяет Международная организация потребителей – право на потребительское образование. Учиться правильному потребительскому поведению необходимо всю жизнь и результатом здесь является не диплом, а высокое качество жизни.