При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Почему жители Челябинской области стали меньше жаловаться на работу банков

В 2022 году множество проблем в банковской сфере было связано с введением антироссийских санкций.
Почему жители Челябинской области стали меньше жаловаться на работу банков
Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

В 2023 году от жителей Челябинской области поступило 5,2 тысячи жалоб на деятельность финансовых организаций. Это на 17,2% меньше, чем в 2022 году. Такую статистику приводит челябинское отделение Уральского ГУ Банка России.

В ТОПе жалобы на ситуации с потребительскими кредитами

Чаще всего южноуральцы жаловались на банки. В структуре жалоб такие обращения занимают почти 55% (2,8 тысячи). Однако по сравнению с 2022 годом их число снизилось на 5,3% в большей степени за счет тематик, связанных с введением санкций.

23,3% от всех жалоб на кредитные организации занимают обращения, связанные с потребительским кредитованием. Однако в прошлом году таких жалоб стало меньше на 15,9%. Так. Меньше жаловались на проблемы с погашением кредитов из-за нехватки денежных средств и на несогласие с условиями заключенного договора.

Вторая по размеру категория – расчетный счет (15,3%). По ней количество жалоб выросло за год почти на 30%, до 432 единиц (главным образом за счет жалоб на отказ в проведении операций, блокировку счета).

По ипотечному кредитованию жалоб получено меньше на 32,2% (180 единиц). Сокращение произошло за счет санкционных тематик, жалоб на проблемы с погашением, несогласие с условиями заключенного договора. Среди негативных факторов на рынке кредитных организаций можно выделить рост жалоб на социальный инжиниринг (в два раза до 115 единиц).

Число жалоб на страховщиков снизилось в два раза

На долю микрофинансовых организаций приходится 15% жалоб. По сравнению с 2022 годом их число сократилось на 12,7% до 770 единиц. Больше всего снизилось число жалоб на проблемы с возвратом просроченной задолженности – в два раза (до 100 единиц). При этом в 1,7 раза выросло поступление жалоб на кибермошенничество. В 2023 году по этой проблеме было получено больше всего жалоб – 107 единиц. Также потребители часто жалуются на навязывание дополнительных услуг – число жалоб выросло на 88 единиц или 21%.

Без учета шаблонных обращений на КБМ (коэффициент бонус-малус) число жалоб в отношении страховщиков снизилось в два раза и составило примерно 510 единиц (около 10% всех жалоб), из них 60% – жалобы на ОСАГО. Основные тематики – неверное применение КБМ, проблемы с оформлением Е-полиса, страхование от несчастных случаев и болезней.

Микрофинансовые организации выдали кредитов на 1,5 миллиарда

За 2023 год коммерческие банки выдали жителям Челябинской области потребительских кредитов на сумму 411 миллиардов рублей. По сравнению с 2022 годом объем выдачи увеличился в 1,5 раза. Общий объем задолженности за год увеличился в 1,2 раза и на 1 января 2024 года составил 346 миллиардов рублей.  Доля просроченной задолженности за год снизилась на 1,2 п.п., до 6,4% на 1 января 2024 года.

В прошлом году коммерческие банки выдали жителям Челябинской области 63 тысячи ипотечных жилищных кредитов (ИЖК) на сумму 166 миллиардов рублей. По сравнению с 2022 годом количество ИЖК выросло в 1,6 раза, объем выдачи увеличился в 1,8 раза. Общий объем задолженности за год увеличился в 1,3 раза и на 1 января 2024 года составил 340 миллиардов рублей.  Доля просроченной задолженности за год снизилась на 0,1 п.п., до 0,3% на 1 января 2024 года. 

Объем выдачи займов, предоставленных микрокредитными компаниями в Челябинской области за 9 месяцев 2023 года, составил 1,5 миллиарда. Выдача сократилась на 22,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.

Наказание для злостных нарушителей – штраф и ликвидация

Если банк или микрофинансовая организация неправомерно взимают с заемщика лишние деньги, по решению Центробанка средства будут возвращены. Деятельность организаций, которые злостно нарушают закон, может быть полностью прекращена.

Об этом на программе «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс» рассказал начальник управления регулирования Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Алексей Чирков.

- Закон предусматривает штрафы, предписания, ряд других мер реагирования. Если дело в недобросовестном участнике рынка, который решил, что правила не для него, принимаются все необходимые меры. Вплоть до исключения из реестра микрофинансовых организаций, то есть прекращение деятельности за нарушение прав потребителей. Если мы видим, что с нарушением закона были проданы дополнительные услуги, у человека возникли расходы, которые он не должен был понести, ЦБ направляет предписание, где требует восстановления прав – возвращения лишней переплаты, - объяснил эксперт.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/