Автор: Наталья Окорокова

На Южном Урале будут созданы трамваи-беспилотники

В Челябинской области в скором времени будут созданы трамваи, которые смогут перевозить пассажиров без участия водителя. Разработка трамваев-беспилотников ведется на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.
На Южном Урале будут созданы трамваи-беспилотники

Об этом корреспонденту агентства Полит74 рассказал главный конструктор УКВЗ Олег Слепов. 3 июля на предприятии побывала группа журналистов и представителей туристических фирм региона. Поездку организовал областной «Центр развития туризма».


Надежно как в космосе

Помимо серийного производства уже существующих типов трамвайных вагонов, специалисты УКВЗ постоянно работают над их усовершенствованием, а также созданием новых моделей. Самая перспективная разработка предполагает отсутствие в трамвае вагоновожатого.

– Мы обязаны следить за требованиями и тенденциями развития рынка. Наши конкурентные преимущества – стоимость вагонов, скорость изготовления, качество. Наше КБ сейчас разрабатывает полностью низкопольные модели трамваев с различными решениями для удобства пассажиров и водителей. В разработке находится беспилотный вагон. Мы начали над ним совместную работу с московским институтом и нашими профильными предприятиями. Такому вагону будет не нужен вагоновожатый. Сейчас в разработке находится новая трамвайная тележка, более совершенная, бесшумная, эластичная. На нее будет поставлена новая низкопольная модель вагона от односекционного до состоящего из 3-7 секций. Можно составлять целые мини-электрички. Ведется постоянная работа по улучшению качества существующих вагонов: технология не стоит на месте, появляются новые решения, интересные мысли. Нам их предлагают, а мы реализуем. Вагоны, например, пятилетней давности кардинально отличаются от тех, что выпускаются сейчас, - рассказывает главный конструктор УКВЗ.

трамвайная тележка.JPG

Напомним, Усть-Катавский вагоностроительный завод входит в состав Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Он производит различную продукцию космического назначения, в частности, двигатели для космических кораблей и станций. Как рассказал Олег Слепов, технологии производства трамваев и космической отрасли тесно переплетены. Какие-то идеи для разработки вагонов берутся с закрытого производства, что позволяет сделать электротранспорт еще более надежным.

Полный цикл изготовления трамвайных вагонов с момента объявления тендера и до выпуска составляет весьма длительный срок, порядка 6-9 месяцев. Но при наличии всех комплектующих завод может собрать вагон в течение 4-5 дней. Детали на УКВЗ поступают из разных регионов России.

- Спектр наших поставщиков достаточно широк. Основные - наши давнишние партнеры, Златоуст, Юрюзань, Челябинск. В то же время работаем и дальними городами – Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, - отметил главный конструктор завода.  

Заявленный по номенклатурным документам срок эксплуатации трамвайных вагонов УКВЗ должен составлять не меньше 16 лет. Применение современных материалов, металлоконструкций, обработка, покраска, различного рода защитные средства на практике позволяют эксплуатировать такие вагоны в два раза дольше.

заготовка для трамвая1.JPG


 

От Магнитогорска до Краснодара

Журналисты застали в цехах завода сборку трамваев двух разных типов. Один предназначен для Магнитогорска, другой для Краснодара. Типы вагонов отличаются друг от друга в зависимости от требований заказчика и тех климатических условий, где трамваи будут использоваться.

- Мы находимся на главном конвейере по сборке трамвайных вагонов. Это трамвайный вагон 71-623 наша стандартная продукция, которая пользуется большим спросом ввиду простоты эксплуатации, ремонтопригодности, удобства для пассажиров, в том числе маломобильных. Вагон просторный, светлый. Он пойдет в Магнитогорск в числе 15-ти трамваев, которые мы должны туда отправить по контракту. Пять новых вагонов уже находятся в эксплуатации, - пояснил Олег Слепов.

трамвай для магнитогорска1.JPG

Преимущества новых моделей по сравнению с теми, что используются в большинстве российских городов, очевидны. Сейчас в эксплуатации в основном находятся старые модели производства Усть-Катава, Екатеринбурга, Чехии. Новые вагоны более эластичные, бесшумные, приспособлены для маломобильных пассажиров. Для изготовления современных трамваев используются более экологичные материалы. Вагоны более вместительны. На тех, которые в данный момент изготавливаются для Краснодара, установлены мощные медиакомплексы для информирования пассажиров. В вагонах можно установить системы видеонаблюдения, телевизоры. Кроме того, новые краснодарские трамваи будут оснащены системой кондиционирования, поскольку им предстоит работать в жарком климате.

трамвай для краснодара2.JPG

В этом году УКВЗ поставит для Магнитогорска 15 вагонов, для Краснодара 27 вагонов той модификации, что находились в цехе, а также 4 трехсекционных шестиосных вагона.

Современные трамваи усть-катавского производства работают сейчас во многих российских городах, включая столичные - Москву, Санкт-Петербург, а также за границей.

- Мы имели опыт поставки в 2014-2015 году в город Даугавпилс в Латвии. Там выходили на конкурс западные компании, но победителями стали мы, поставили 4 длинных вагона и 11 коротких. В Санкт-Петербург два года назад поставили два вагона, Москва закупала наши трамваи 7 лет назад. Сейчас в основном работаем с периферией, небольшими городами - Краснодар, Магнитогорск, Набережные челны. Трамвайный парк по стране изношен на 80-90 процентов, требуют обновления порядка 7-9 тысяч вагонов. Но не все имеют возможность купить новые. Мы рады бы обеспечить все заказы, - отмечает Олег Слепов.


рабочий.JPG

 

А как же Челябинск?

Ситуация с трамвайным парком в городах Челябинской области и южноуральской столице ничем не отличается от средней по стране. В Челябинске есть только один относительно новый усть-катавский вагон, который был куплен пять лет назад. Горожане хорошо знают этот приметный сине-рыжий трамвай, курсирующий по маршруту № 3 от железнодорожного вокзала в Металлургический район.

- Остальные вагоны разваливаются, - констатирует главный конструктор УКВЗ. - Их модернизируют, но надо менять. Златоуст обновлял свой трамвайный парк по нашим меркам давно – порядка десяти лет назад, но закупил достаточное количество трамваев. Магнитогорск второй год подряд закупает по 15 вагонов.

каргаполов транспорт.jpg

Олег Слепов отметил, что завод готов помочь Челябинску в обновлении трамвайного парка. Более того, переговоры об этом уже находятся в активной стадии. Предполагается, что новые усть-катавские вагоны появятся на улицах южноуральской столицы к саммиту ШОС и БРИКС – в 2020 году. Специалист УКВЗ напомнил, что в России трамваи выпускают только три завода. Один из них в Усть-Катаве, второй - «Уралтрансмаш» в Екатеринбурге, и третий «Транспортные системы» в Твери. По мнению Олега Слепова, усть-катавские трамваи выигрывают, в том числе, и у зарубежных производителей по своей цене, качеству и простоте эксплуатации. Подробнее о том, какие перспективы сотрудничества есть у южноуральской столицы и крупнейшего в России производителя трамвайных вагонов – в предыдущей публикации агентства Полит74.

текслер уквз.jpg

Напомним, в феврале этого года рабочие Усть-Катавского завода выразили недовольство по поводу недостаточного, по их мнению, уровня заработных плат. Во время обеденного перерыва случился спонтанный митинг. С активистами встретился генеральный директор УКВЗ Артем Бахарев. Он пояснил, что уменьшение заработной платы некоторым категориям работников связано с неполной загрузкой производства и отсутствием заказов. Заводу необходимо продавать как минимум 74 вагона в год, а в 2018 году выпуск составил всего 25 вагонов. К исправлению ситуации подключились областные власти, которые решили вопрос о поставке вагонов для Магнитогорска.

Свой взгляд на улучшение ситуации на предприятии имеет руководитель правительства Челябинской области Алексей Текслер. По его мнению, заводу необходимо выйти из состава центра имени Хруничева.

- УКВЗ должен развиваться самостоятельно, у предприятия есть хорошие перспективы. Самое главное - они должны модернизировать вагоны. Низкопольные вагоны, которые они производят, не очень удобны, поэтому жду к сентябрю проект новых вагонов. Современный транспорт нужен Челябинску, - подчеркнул глава региона.

Оставить свои мнения, пожелания, комментарии к нашим текстам вы можете на страничках агентства Полит74 в социальных сетях «Вконтакте» и Facebook.

 

Фото Натальи Окороковой (Полит74), Вячеслава Шишкоедова (

«Южноуральская панорама»), Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
Копейский рабочий Поселковый стадион под защитой
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/