Автор: Виктория САВЕЛЬЕВА

«Челябгортранс» задолжал энергетикам 140 миллионов. Варианты решения проблемы

Городской пассажирский электротранспорт на грани коллапса. На сегодняшний день долг предприятия перед поставщиками электроэнергии составляет 140 миллионов рублей, и он продолжает расти. Без вмешательства регионального правительства трамваи и троллейбусы Челябинска могут остановиться.
«Челябгортранс» задолжал энергетикам 140 миллионов. Варианты решения проблемы

По данным директора МУП «Челябгортранс» Бориса Шуплецова, с 1 января 2009 года фактический тариф на электроэнергию увеличился на 214%. И если в прошлом году предприятие заплатило за электричество 145 миллионов, то, по прогнозам на 2009-й, сумма затрат составит уже 315 миллионов рублей. Более 40 миллионов придется отдать за тепло, более 8 миллионов — за водоснабжение и водоотведение. Кроме того, в 160 миллионов обойдутся горюче-смазочные материалы. По прогнозам транспортников, такой же будет сумма убытков предприятия по основной деятельности по итогам года.

Причины бедственного положения предприятия на поверхности. Во-первых, себестоимость поездки в общественном транспорте сегодня в полтора раза выше установленного тарифа. Напомним, что цена проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях — показатель социально значимый. В 2009 году ее решили оставить без изменения, чтобы не осложнять материальное положение челябинцев. В настоящий момент одна поездка в трамвае и троллейбусе обходится горожанам в 10 рублей, а если человек расплачивается при помощи пластиковой карты — от 8 рублей. Проезд в автобусе — 12 рублей при расчете наличными и от 10 при оплате карточкой.

Федеральные льготники ездят в общественном транспорте бесплатно. За их проездной на все виды транспорта правительство платит по 230 рублей в месяц. Для областных льготников стоимость проездного билета на все виды транспорта без ограничения числа поездок составляет 200 рублей. Размер этой суммы областные власти рассчитали в апреле прошлого года. С тех пор индексации стоимости проезда для указанных категорий граждан не проводилось. К этому остается добавить только то, что возмещение разницы между стоимостью льготных проездных билетов и установленной стоимостью общего проездного для граждан производится с 2005 года не в полном объеме.

В результате у «Челябгортранса» уже сейчас образовался долг перед поставщиками электричества в 140 миллионов рублей. И он будет только расти. Впервые за последние годы убыточным стал трамвай. В этой ситуации можно только сказать большое спасибо энергоснабжающим предприятиям, которые вошли в положение вместо того, чтобы просто дернуть за рубильник. Решить эту проблему можно несколькими способами. Вариант с повышением платы за проезд даже не рассматривается, потому что это будет удар по покупательской способности населения. Люди сократят до минимума передвижения по городу. Итог: массовые недовольства и еще большие убытки.

Можно взять на вооружение опыт соседнего Екатеринбурга, где недавно также прошла монетизация транспортных льгот. В отличие от нас, власти Свердловской области сразу установили более высокую компенсацию — 275 рублей. Однако спасут ли Челябинск дополнительные 75 рублей за льготника, сказать сложно. К тому же, надбавку придется вводить для всей области. В том числе для маленьких деревень и поселков, где электротранспорта вовсе нет. Потребуются миллиардные суммы, в которых, по большому счету, нет необходимости. Ведь, как любит говорить первый вице-мэр Челябинска Олег Грачев, всякая помощь должна быть целевой.

Наверное, оптимальным решением было бы выделение из областной казны субвенции на покрытие затрат предприятия хотя бы на электроэнергию. Именно с такой просьбой транспортники планируют обратиться к губернатору Челябинской области Петру Сумину.

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/