Автор: Георгий Баркалая

Способна ли Челябинская область сделать туризм драйвером экономического развития

Эксперты говорят что мешает этому направлению, а что может его спасти.
Способна ли Челябинская область сделать туризм драйвером экономического развития

Сегодня Южный Урал пытается дифференцировать свою экономику. Все понимают, что зависимость от тяжелой промышленности может однажды сыграть злую шутку с нами. Поиски на что еще можно опереться идут в разных направлениях, одно из них туризм. Однако есть те, кто воспринимает шансы региона в этом секторе со скептицизмом. Но есть и оптимисты, однако и в их выкладках присутствует немало условий, которые для маломальского успеха нужно соблюсти. На этой неделе, 7 ноября, Экспертный клуб Челябинска при поддержке медиахолдинга «Гранада Пресс» организует дискуссию на тему «Туризм как драйвер экономического развития Челябинской области».

А промышленность не против?

Тема туризма в информационной повестке нашего региона возникает достаточно регулярно. Оно и понятно — Южный Урал обладает уникальными «вводными», чтобы этот сектор развивался динамично и стал действительно драйвером экономики. Однако разговоры идут достаточно долго, но видимых рывков мы к сожалению, пока не наблюдаем.

«Основная проблема заключалась в отсутствии правильного понимания и как следствие правильного отношения у руководства региона к развитию туризма на территории Южного Урала, — комментирует Михаил Махов, депутат Законодательного Собрания Челябинской области (фракция КПРФ), разработчик концепт-моделей в сфере туризма, турист с 30-летним стажем. — Власти видели южноуральцев лишь промышленниками и металлургами, отсюда и ситуация, когда туризм развивался по остаточному принципу. Считали, зачем финансировать дотационное направление. Туризм же на самом деле является высокодоходной отраслью экономики наряду с IT-технологиями и биоинженерией. Это общемировая тенденция, касающаяся не только «тёплых стран», но и совершенно северных территорий (Норвегия, Финляндия, Исландия)».
По мнению эксперта «торможение» процесса также связано с тем, что собственники заводов опасаются, что из-за развития туризма произойдет значительный рост экологических требований, что повлечёт для них за собой большие инвестиции в реконструкцию старых, изношенных и вредных производств. Якобы именно эти страхи заставляют их лоббировать «слив» этого направления в развитии региона.

Однако есть мнение, что уровень этих страхов либо сильно преувеличен, либо они вообще не имеют место быть. Сторонники такой позиции отмечают, что туризм на Южном Урале может развиваться совершенно гармонично с заводами и фабриками, более того основой направления может в принципе стать именно промышленный туризм.
Действительно, Челябинская область – с давних времен является промышленным регионом. На ее территории расположены памятники, относящиеся к периоду возникновения первых уральских заводов. Немало у нас и промышленных предприятий, ставших легендами в прошлом столетии. Среди них Челябинский тракторный завод, Магнитогорский металлургический комбинат, знаменита область и своими оборонными и атомными предприятиями. Работают на территории региона и яркие представители современной промышленности, например, цеха, так называемой «белой металлургии» ЧТПЗ или современные производства компании «КОНАР». Все это может являться прекрасной основной для промышленного туризма, многие предприятия и в настоящее время эффективно используют в продвижении своего бренда интерес профессионалов и обывателей к заводскому прошлому и настоящему.

«Музей завода «Станкомаш» воссоздан на новом уровне в 2015 году, — рассказывает о своем опыте в этом направлении Надежда Андреевна Тарасенко, заведующая музеем «Станкомаш». — С восстановления музея и высадки аллеи ветеранов начала свою работу на бывшей территории нашего завода компания «КОНАР». Нам очень хотелось оставить память о легендарном заводе, который многое сделал для страны, особенно в годы Великой Отечественной войны. Это неотъемлемая часть истории Танкограда. В хранилищах музея мы бережем массу документов, писем, экспонатов, касающихся развития производства на Южном Урале. Для обновленного музея была разработана современная концепция, благодаря которой экспозиция легче воспринимается молодыми поколениями. Сегодня музей открыт для всех желающих. У нас собираются и школьники, и ветераны, мы часто принимаем гостей из разных регионов России и других стран. Практически все деловые и официальные делегации, которые приезжают в Индустриальный парк «Станкомаш», приходят к нам в музей. За 4,5 года музей посетили более шести тысяч человек».

Интерес промышленников к этому направлению очевиден. По заводским музеям и цехам бродят не только просто любопытствующие обыватели, но и потенциальные инвесторы, партнеры и клиенты. Кроме того наличие экскурсий на предприятии неплохо вписывается в профориентационную работу, которая помогает решать кадровые проблемы в будущем.

Природная уникальность

lake-2673936_960_720.jpg

Однако несмотря на «промышленные» перспективы южноуральской туристической отрасли, очевидно, что все же главные наши преимущества все-таки в уникальной природе. В границах области расположены бескрайние леса, более трех тысяч красивейших озер, один из старейших в мире горных массивов, заповедники и национальные парки.

Порядка 40% территории Челябинской области по оценкам специалистов имеют санаторно-курортное назначение, то есть предназначены не просто для отдыха, а для оздоровления людей. Однако в конце 20 начале 21 века многие компетенции региона из-за «старения» инфраструктуры санаториев и курортов оказались практически потерянными, ранее уникальные места нередко оказывались в зоне бесконтрольной застройки.
Сегодня по требованию губернатора Челябинской области Алексея Текслера началась серьезная работа по спасению уникальных водоемов региона и возвращению окружающих их территорий санаторно-курортного значения. Для этого в области готовятся изменения в законодательстве, разрабатываются специальные областные программы, к этому процессу активно привлекаются общественные организации и ученые.

В Челябинской области находятся знаменитые горные массивы, в которых в последние годы проложены не только интересные туристические маршруты, но и созданы современные горнолыжные трассы, вокруг которых разрослись горнолыжные курортные комплексы. Они привлекают не только любителей, но и профессионалов, на Южном Урале проводится много соревнований российского и международного уровня. Таким образом, спортивный туризм становится одним из наиболее динамично развивающихся направлений в регионе.

И в музей, и на спектакль

 Кроме природных памятников Челябинская область богата и историческими памятниками. В регионе расположены города, которые могут считаться музеями под открытым небом. Среди них Верхнеуральск, Троицк.

Южный Урал знаменит и археологическими памятниками: памятник природы и культуры мирового значения Игнатьевская пещера; комплекс археологических памятников (мегалитов), расположенных на острове Веры на озере Тургояк; поселение бронзового века Аркаим; погребальный комплекс древних венгров Уелги и другие…
Сегодня важно понять, как сохранять эти памятники и как наиболее гармонично и эффективно включить в формирующуюся туристку инфраструктуру.

В Челябинской области накоплены серьезные коллекции исторических, культурных и природных экспонатов. В регионе действует 46 музеев, для многих из них необходимо разработать новые программы развития, чтобы полноценно включать их в туристические маршруты.
К слову, эксперты призывают не скидывать со счетов и возможности так называемого культурного туризма.

«Туризм сегодня справедливо называют одним из главных направлений развития для нашего региона, — говорит Илья Коломейский, директор Челябинского камерного театра. — Но, говоря о туризме, в основном, имеют в виду природные достопримечательности, забывая при этом о таком явлении, как культурный туризм. А, например, на сегодняшний день тот же Челябинский государственный драматический камерный театр делает всё возможное со своей стороны, чтобы привлекать в столицу Южного Урала гостей, любящих театр. Это привлечение и специалистов для постановок спектаклей, участия в фестивалях, удовлетворения других профессиональных творческих потребностей театра, так и привлечение зрительской аудитории.  Кроме создания репертуарных спектаклей, в первую очередь, этому способствует международный театральный фестиваль «Камерата», который проходит регулярно (раз в 2 года). К нам везут спектакли не только со всей России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. В жюри тоже заседают эксперты международного уровня. Например, на «Камерату-2019» приезжала критик и известный переводчик Агнешка Любомира Пиотровска из Польши.

xWVB55eezEI.jpg

На наши репертуарные спектакли и различные спецпроекты едут зрители из соседних регионов. Далеко за примерами ходить не нужно: 3 ноября в рамках всероссийской акции «Ночь искусств 2019» мы показывали спектакль «Голый король». Это экспериментальная постановка, играют в ней актёры-любители, из числа зрителей Камерного театра. В зале присутствовали зрители из Екатеринбурга. 

Многие интересные события, ставшие уже культурной «визитной карточкой» Челябинска, проходят при нашем непосредственном участии. Например, фестиваль современного искусства «Дебаркадер». В этом году артисты Камерного организовали там читку пьесы «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича». Это достаточно смелая и провокационная вещь, написана москвичом Артуром Соломоновым. Пока её не решился поставить ни один театр. Возможно, мы станем первыми (премьера спектакля намечена на лето 2020 года), и я уверен на премьеру приедут гости из различных уголков мира».


Уйти от узости

На Южном Урале достаточно успешно можно развивать и другие виды туризма. Например, Челябинская область обладает уникальными медицинскими центрами и разработками в области здравоохранения. Это при определенной раскрутке может стать основой для развития для такого направления как медицинский туризм. Также в регионе потихоньку формируется религиозный туризм. К примеру, в Троице проводятся знаменитые на весь исламский мир Росулевские чтения, на Южном Урале есть и святыни почитаемые православными верующими, есть территории, где сильны старообрядческие традиции. Все это и многое другое при должном внимании может стать дополнительными драйверами для развития туристической отрасли региона.

«Мы много в Челябинске говорим о туристической привлекательности города, но лейтмотив этих размышлений узок: строим либо курорты, где приезжие будут проводить время, нежась в лежаках на солнышке или катаясь на лыжах с горки, либо запускаем глобальные массовые мероприятия, куда туристы вынуждены будут приехать в любом случае, — рассуждает Андрей Бодрягин, депутат Совета депутатов Советского муниципального района города Челябинска. — Мое мнение иное. Привлекательность города для туристов возникает не из рекламы мегасобытий. Город для любого приезжего, не знакомого с местной локацией, становится интересным, когда перед ним открывается цепочка занимательных и необычных мест, которых нет в его собственном городе. Эти места, независимо от размера (и это важная особенность) могут быть любого функционала: архитектурные достопримечательности и зодчество, искусство и культурные ландмарки, модно-концептуальные или, наоборот, традиционные кулинарные заведения, ландшафтные и природные достопримечательности, городские микрособытия и места городских активностей. Важно то, что их должно быть непременно много. Буквально, одно интересное место должно переходить в другое».

camping-2581242_960_720.jpg

Практически все эксперты призывают не забывать о развитии инфраструктуры для туризма.

 «Есть Стратегия развития туризма до 2035 года, и сейчас готовится пакет поправок в законодательство, — говорит Анатолий Литовченко, депутат Госдумы РФ. — В них речь о развитии автотуризма. Для Челябинской области тема супер актуальная. Буквально месяц назад депутаты Госдумы обсуждали ее вместе с экспертами, среди которых были путешественники, байкеры, бизнесмены. Понятно, что Россия – уникальная страна, здесь есть все: от субтропиков до заполярья. Но нет главного: инфраструктуры, связи, навигации, заправок на некоторых участках российских автодорог. Кроме того, туризм должен быть безопасным. Люди хотят цивилизованно и комфортно путешествовать по стране. Если мы говорим про кемпинги, то следует создавать единую федеральную структуру и расширять ее нa все регионы. Нужны стандарты по аналогии с классификацией гостиниц. Депутаты готовы вносить изменения в законодательство, чтобы появилась отдельная статья по кемпингам с перечислением стандартов».

Напомним, другие мнения и рецепты развития туристической отрасли Челябинской области можно будет услышать уже 7 ноября во время дискуссии в рамках Экспертного клуба Челябинска, организуемой при поддержке медиахолдинга «Гранада Пресс». В социальных сетях будет организована онлайн-трансляция данной дискуссии. Место проведение – клуб Aroma de Cuba. Начало трансляции в 11:00 утра по челябинскому времени. 

«Экспертный клуб – Челябинск» создан Фондом реализации общественных проектов «Время». Деятельность клуба призвана содействовать формированию институтов гражданского общества, повышению гражданского участия и политическому образованию населения.

Фото из архива редакции, Челябинского камерного театра, pixabay.com

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/