Автор: Олеся Горюк

60 челябинских музыкантов сыграли вместе, не видя друг друга

Музыканты челябинского симфонического оркестра записали финал пятой симфонии Чайковского, не выходя из дома.
60 челябинских музыкантов сыграли вместе, не видя друг друга
Музыканты челябинского симфонического оркестра. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Музыканты челябинского симфонического оркестра. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Находясь в условиях изоляции, они продолжают репетировать. А дирижер Адик Абдурахманов даже в этой сложной ситуации не перестает быть лидером и мотором всего коллектива. Как ему это удается, Адик Аскарович рассказал корреспонденту «Полит 74» в рубрике «Культура взаперти» и даже поделился небольшим видеороликом.

Адик Абдурахманов_дирижер_фото Куткина (1).jpg

Адик Абдурахманов рассказывает о методике дистанционных репетиций. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

— Мы имеем возможность репетировать и записываться дистанционно, потому что освоили систему, по которой сейчас работает весь мир. В чем ее суть? У каждого музыканта есть электронный метроном, задающий нужный темп, и электронный камертон, по которому он настраивает инструмент. Кто—то скачал в смартфон соответствующие приложения, а кто—то приобрел отдельные устройства – тюнеры. Я им присылаю ноты и указываю: ля 442, темп 118.

hor_2.jpgЧелябинские хористы назвали пение через компьютеры и смартфоны мартышкиным трудом Читать далее 

— Постойте, ля – оно и в Африке ля.

— Вот тут вы сильно ошибаетесь. В Лондоне ля – 445, в Вене – 443, а в джазе ля – 440. В Челябинской филармонии ля – 442, как и в большинстве европейских стран. Это тончайшая, не слышимая ухом обывателя разница в высоте звука. Однако, если каждый музыкант оркестра настроится на свою «ля», вы вполне можете услышать, что со звуком что—то не так. Раньше, в доцифровую эпоху, мы отстраивались по гобою. А где сейчас скрипач или виолончелист, находящийся в своей квартире, возьмет гобой? Он отстраивается по тюнеру.

— Что происходит дальше?

— Дальше 5—6 музыкантов присылают свои партии, и остальные играют, слыша эту музыку в наушниках. В некоторых оркестрах есть жесткая система, где это делают первая скрипка, первая виолончель и т.д. А у нас все более демократично – кто самый активный, тот первым и присылает. Ну а дальше уже звукорежиссер Александр Шик сводит присланные партии воедино. Можете оценить, как мы записали финал Пятой симфонии Чайковского. 

 

Сейчас музыканты активно учат Третью симфонию Рахманинова и Шестую симфонию Шостаковича. Это сложнейшая музыка, вершина исполнительского мастерства. Челябинские зрители будут слушать оркестр в сентябре, а месяц спустя оркестр сыграет программу в московском концертном зале «Зарядье».

— Находясь дома, я очень много слушаю, — признается Адик Абдурахманов. – С сентября 2020 года по май 2021 наша филармония будет принимать проект «Дни мальтийской культуры» в России. Переслушал мальтийскую музыку, написанную современными композиторами. Она очень легка для восприятия, уверен, что оркестр справится. О более отдаленных перспективах говорить не буду, ибо уверен: хочешь, чтобы планы не реализовались – поделись ими.