1 февраля 2008, Автор: Ольга НАСИБУЛЛИНА

В тюрьму никого не посадят

Когда разбирают то или иное ЧП, о "человеческом факторе" говорят стыдливо. Очень уж не хочется признавать собственную халатность. Куда как проще объяснить случившееся природными аномалиями или даже трагическим стечением обстоятельств.

Но когда и аномалий нет, и обстоятельства были мирными, становится неловко. Вот так неловко было тем, кто нес ответственность за посадку самолета в челябинском аэропорту Баландино, и тем, кто охранял задержанных в Курчатовском суде.

Самолет, прилетевший субботним днем из Москвы, сел не на ту полосу. Небо было ясное, снег сверкал на солнце. Так сверкал, что пилоты не заметили идеально вычищенную взлетно-посадочную полосу, бело-серого цвета. Зато темная рулежная полоса виделась очень ясно.

- Ерунда какая-то! - сказал мне приятель, в прошлом военный летчик. - Они же по приборам садятся, а не на глаз. Как можно было промахнуться?

Наверное, "на глаз" садились... Порадуемся, конечно, что все обошлось легким испугом. Полоса не треснула, самолет не развалился - все целы. Пассажиры даже ничего не поняли.

Так получилось, что в этот же день самолету американской авиакомпании Delta пришлось вернуться в аэропорт Шереметьево-II  - после того, как он хвостовой частью фюзеляжа задел взлетно-посадочную полосу. После осмотра специалистов самолет был отстранен от полетов. Хвостом о бетон ударились! А у нас всего-то полосу перепутали.

Эта полоса раньше была взлетной - по ней поднимались в небо лайнеры "Ан-24". Потом, когда "анушки" перестали бороздить небеса, уступив место более мощным машинам, а Баландино решили сделать международным аэропортом, полосу из основной перевели во второстепенные, то есть в рулежные. Новую ВПП построили крепкую, чтобы выдерживала самые крупные аэробусы. Летом, перед учениями ШОС, старую полосу на всякий случай укрепили - добавили цемента. Получается, что президенты нескольких стран спасли 123 россиянина! Вот такой парадоксальный вывод. Не проводили бы у нас "Мирную миссию", не приехали бы к нам главы государств, старую рулежную полосу не стали бы укреплять. И она во время такой «ошибки» могла просто развалиться...

Наконец, на старую полосу могли выруливать другие самолеты и тогда столкновение было бы неминуемым. Вот когда хочется порадоваться тому, что в нашем Баландино, в отличие от Кольцова, не так уж много рейсов! Правда, вчера наш аэропорт был забит битком - Екатеринбург не принимал.

Хотя «посторонние предметы» на полосе, то бишь самолеты, пилоты злополучного лайнера заметили бы. Этот досадный инцидент пообещали разобрать подробно. Авиакомпания "S7" (бывшая "Сибирь") хранит молчание. У пиарщиков не хватило сил даже на то, чтобы выдать дежурный комментарий: "Факт был, во всем разберемся, виновных накажем, подобного не повторится...". В том-то и дело, что гарантировать безопасное будущее авиаторы нам не могут.

Но если пилоты не так часто промахиваются (в нашем аэропорту такое впервые за 77 лет), то другие случаи, связанные с "человеческим фактором", уже стали обыденными. Например, кто виноват в том, что из-под стражи в Челябинске сбежали два преступника? Впрочем, стражи-то как раз и не было. Задержанных привезли в Курчатовский суд, чтобы избрать им меру пресечения, посадили в специальную комнату, закрыли и ... оставили без присмотра. Конвоиры удалились по своим делам (чаю попить!), арестанты преспокойно открыли двери и ушли. А на входе сидела бабушка - в выходные дни суд практически не охраняется.

Даже не было головокружительной погони, со стрельбой по колесам и прыжкам с крыши. Преступники ушли пешком. Два дня вся милиция стояла "на ушах", останавливала машины - операция "Перехват"!

И по факту нештатной посадки, и по факту недосмотра за задержанными ведутся проверки. Виновных, разумеется, накажут, но в тюрьму не посадят - никто же не погиб! У скверного "человеческого фактора" есть определение попроще - халатность или просто разгильдяйство. Проглядели...