18 января 2008, Автор: Ольга НАСИБУЛЛИНА

О пользе сутяжничества

Два события на этой неделе стали знаковыми для всего мегаполиса. Снос коттеджа в поселке Урицкого и иск к "Ремжилзказчику".

Когда приставы обзванивали журналистов, приглашая на показательный снос самовольно возведенного коттеджа, мало кто из пишущей братии верил, что снос состоится. Обычно разбирали малозначительные будки или сараи. Приставы, по крайне мере челябинские, не так уж часто переходят от угроз к действиям.

Однако к радости жадных до зрелищ журналистов, на улице Лунной в поселке Урицкого работала самая настоящая техника - строительный кран снимал перегородки кирпичного здания.

- А говорили, что коттедж двухэтажный! - кто-то все же не смог сдержать разочарования.

- Был двухэтажный, - заметил один из рабочих. - Второй этаж мы перед Новым годом сняли.

Самая настоящая акция устрашения. Двухэтажный коттедж, построенный на века, разбирали до самого основания. И никакого сочувствия к хозяину не было. Он возвел свой терем впритык к соседскому дому. Стоя на парадном крыльце коттеджа, можно ногой разбить окно избушки, где живет 79-летний Степан Андреевич Трещев - герой дня, выигравший в поединке с наглым соседом. Он не брал ружье, как герой Михаила Ульянова в фильме "Ворошиловский стрелок", а просто отправился в суд. Кстати, в суд его послал сам сосед, Вячеслав Тимошин, уверенный в том, что никто не вступится за недовольного деда.

- Молодец, дед! - говорили журналисты, сворачивая провода от телекамер. - Таких хамов как этот сосед надо ставить на место.

Честное слово, то, что Степан Андреевич выиграл дело, внушает осторожный оптимизм. Наш суд еще может быть "самым справедливым и самым гуманным во всем мире". А может быть своей победой дед обязан откровенной беспечности соседа, строившего коттедж безо всяких необходимых документов. И эта беспечность так удивила служителей Фемиды, что они приняли сторону Степана Андреевича. Впрочем, документы на такой коттедж Вячеслав Тимошин точно бы не получил - права гражданина Трещева были нарушены слишком явно. Тимошин даже не пытался договориться со строптивым дедом.

Напротив, Трещеву выбили окно, перебили посуду, бросали под его машину петарду. Но Степан Андреевич не сдавался - за что ему честь и хвала. Кто-то может упрекнуть Трещева в сутяжничестве или зависти. Дескать, чужое богатство покоя не дает! Но все эти упреки безосновательны. Степан Андреевич мог потребовать компенсации за моральный ущерб - три года в метре от его окон шла стройка. Три года дед боялся, что строители повредят газопровод и его дом взлетит на воздух. И наверняка иск о возмещении морального ущерба Трещев бы выиграл! Но Степан Андреевич не проявил корысти - его требования свелись лишь к тому, чтобы опасное соседство закончилось.

Обижаться Тимошину стоит только на себя. Как и руководству «Ремжилзаказчика». Оно тоже проиграло жильцам многоэтажного дома. Полгода назад в шахте лифта одного из подъездов срезали подвесной кабель. В управляющей компании подсчитали, что ремонт обойдется в семь тысяч рублей и предложили заплатить эти деньги жильцам. Мол, собственники квартир являются и собственниками лифта, а значит, обязаны нести все расходы.

Жильцы давать деньги отказались - они исправно платили управляющей компании, чтобы та следила за лифтом. А раз управленцы не уследили, сами виноваты! Лифт не работал, счета за него продолжали приходить. Терпение лопнуло у одного из квартиросъемщиков, беременная супруга которого была вынуждена пешком подниматься на шестой этаж. Жилец подал в суд на "Ремжилзаказчик" и выиграл дело. Суд обязал ответчика отремонтировать лифт.

Наверняка в управляющей компании не верили, что сердитый жилец чего-нибудь добьется. В борьбе с крупными организациями, как и в борьбе с богатыми хамами, рядовые граждане редко побеждают. А люди нашего "сурового Челябинска" могут все! И сутяжничество может быть очень полезным.