19 октября 2007, Автор: Борис БУБЕНШТЕЙН

Изнанка изобилия

На этой неделе в мире обсуждали переговоры Путина с Кондолизой Райс, в России - слухи об очередном дефолте и результат матча с англичанами, а в области начали очередной раунд борьбы с повышением цен на продовольствие

Весьма забавно выглядели комментарии американской прессы относительно поездки госсекретаря Кондолизы Райс и шефа Пентагона Роберта Гейтса в Москву. К примеру, по мнению мистера Лэнди из газеты Sacramento Bee, на первой встрече с Бушем "бывший сотрудник КГБ Владимир Путин применил к американцу классические методы вербовки, апеллируя к его политическим и религиозным убеждениям. Буш был покорен". Как говорит Майкл Макфол из Гуверовского института, Буш и его советники "жестоко ошиблись в Путине", решив, что "он добрый малый и один из нас". Сейчас же, пишет Лэнди, перед Райс и Гейтсом предстал "настоящий Путин" - "бескомпромиссный, глумливый русский националист", который заставил их прождать 40 минут, а потом "высмеял цели их поездки перед репортерами и телекамерами". По наблюдениям Washington Post, Райс и Гейтс выслушивали путинский монолог с безучастным видом, хотя Райс временами выглядела «не совсем довольной».

Кажется, в прошлом веке это называлось «офицер лишил девушку иллюзий». Вот, стало быть, в какой силовой структуре СССР, а затем России, сохранился былой гусарский дух. Единственное, чем могут утешиться американцы, это очередным осенним обострением, охватившим широкие массы россиян.

«Ты что-нибудь слышал про дефолт» - этот вопрос, звучавший с разным оттенком тревожности, стал одним из хитов прошедшей недели. Его задавали пенсионеры, секретарши, чиновники и, что уж совсем удивительно, работники банковской сферы. Кстати, что это такое – дефолт, не сумели бы сформулировать абсолютное большинство интересующихся. В народной памяти «черный вторник» 1998 года остался резким скачком цен, исчезновением товаров, очередями и общим состоянием какого-то ошалелого ужаса. Собственно, это и есть российский дефолт – бессмысленный, беспощадный и существующий в отрыве от содержания собственно экономического термина.

Напомню, нынешний дефолт был также назначен на вторник и очередной раз не состоялся. Более того, перед выходными доллар вновь подешевел к рублю – на две копейки. Суммарно за два дня – на восемь.

Но лучше всего панические слухи пресек футбольный матч с английской сборной, в которой островитян разгромили со счетом 2:1. Результата стал неожиданным для всех, начиная с англичан и заканчивая российской сборной. Всем сразу стало не до дефолта, поскольку пресловутый «План Путина» - это же совершенно очевидно! – начал-таки действовать...

Провозгласив тезис о необходимости достигнуть невозможного и продемонстрировав его реальность на российских футболистах, глава государства Российского перешел к российским губернаторам. Повелев им прекратить рост цен в регионах. Губернаторы разумно переложили эту ношу на вице-губернаторов. Ниже идти некуда, поскольку всенародно избранные главы городов и районов властям субъектов не подотчетны. Хотя тоже кое-что могут. К примеру, после встречи с Михаилом Юревичем решение о снижении торговых наценок на 5 процентов приняли руководители «Пятерочки», «Молнии», «Теоремы», «Патэрсона», «Дикси», «Незабудки», «Союза», «Магнита» и других сетей, через которые проходит половина розничного товарооборота в Челябинске.

На уровне регионов борьба со снижением цен – будь то на хлеб или молоко, заканчивается пока ничем. Сколько ни делай громких заявлений с высокой трибуны, ни взывай к сознательности и сложной предвыборной ситуации, уступать не хочет никто: производители винят в росте цен оптовиков, оптовики – производителей. Тем временем, множатся прогнозы о возможности скорого подорожания круп, муки, хлеба, а следом – мяса, птицы, яиц и так далее.
Трудно отрицать очевидное: мировой кризис на рынке продовольствия есть. Стало быть, желание поесть обойдется дороже.

В этом году цены на молоко и молочные продукты в США и Великобритании выросли на 80%, в Австралии и Новой Зеландии — на 60-70%. После одномоментной отмены ЕС сельскохозяйственных субсидий на молоко, масло и сыр цены в Европе разом выросли на 40% (в этом, кстати, и есть основная причина дружного всплеска цен на молочную продукцию в России - доля импорта масла и сыра на российском продовольственном рынке достигает 40%). За последние десять лет численность молочного стада сократилась вдвое — с 7,3 млн. голов в 1997 году до 3,7 млн. в 2007 году.

Засуха, поразившая в этом году не только родные Кубань и Северный Кавказ, но и Юг Европы, а также все тот же «зеленый континент», привела к сокращению урожая зерновых культур. За этот год российские закупочные цены на пшеницу увеличились на 50%. Хлеб, мука, макаронные изделия будут расти в цене и дальше. Или оставаться на прежнем ценовом уровне, но батон будет весить не 500 г, а 400.

Год назад в Краснодарском крае оптовики покупали семена подсолнечника в среднем по 5,5 тыс. рублей за тонну, в этом году из-за сокращения урожая — по 13,5 тыс. рублей. Сегодня реализуется масло старого урожая. Будем ждать бутылку подсолнечного масла уже не по 60 рублей, как сейчас, а по 100-120. Пропорционально вырастут цены на маргарин и майонез.

Сегодня Россия производит лишь 27% потребляемой говядины, остальное завозится из-за рубежа, в основном, из Южной Америки (из Бразилии поставляется 63%, из Аргентины — 13% общего объема мясного импорта). Процент производства свинины выше — приблизительно 50 на 50.

В этом году на мировом рынке складывается ощутимый дефицит мяса, связанный с ростом потребления, подорожанием комбикормов, ветеринарными проблемами в Китае, где в этом году пришлось уничтожить до 40% больных свиней. России нечем ответить и на этот вызов. Поголовье крупного рогатого скота, в 2003 году составлявшее 26,5 млн., к этому году сократилось до 21,5 млн. И если за последние месяцы мясо подорожало на 10-15%, то до конца года в связи с нехваткой на российском рынке и общемировым ростом его цена вырастет еще на 30-40%.

А вот одномоментный рост цен на столовое яйцо ничем, кроме российской стадной смекалки, объяснить нельзя. Комбикорма составляют не более 20% его стоимости, поэтому, чтобы оправдать столь резкий скачок, нужно доказать, что корм вырос в цене как минимум в 5 раз, ведь остальные издержки (электроэнергия, вода, транспортировка, заработная плата, налогообложение и прочие) не изменились.
Я не буду обсуждать здесь ситуацию в области: сколько коров было, сколько стало - по официальным и неофициальным данным. Это вообще тема отдельного материала. Скажу одно: совершенно бессмысленно говорить о том, что конкретно в Челябинской области имеющихся запасов зерна, молока и мяса хватает для того, чтобы удерживать цены на уровне, скажем, трехмесячной давности. Но в рыночной экономике бизнес не будет искусственно ограничивать себя в прибыли. Если попробовать сделать это волевым решением в рамках одного субъекта – ресурсы перетекут в другое место. Да, чего там, мы это уже проходили в 90-х – после чего на самом высоком уровне говорилось об ошибочности такого подхода.
Заваленные товарами витрины и прилавки, ставшие визитной карточкой реформ, показали свою изнанку - кушайте!