20 июля 2007, Автор: Дина ИЛЬИНА

Условная свобода

Условная свобода

На неделе Россия шумно ссорилась с Великобританией, а на Южном Урале судили высокопоставленных чиновников.

Неделя отмечена неприятным для дипломатического корпуса России скандалом. Ссора с Великобританией из-за невыдачи Лугового уже вышла за рамки приличия. Высылкой дипломатов, насколько мне помнится, наша страна занималась только тогда, когда была Советским Союзом.

Ну, а для Челябинска главнейшими событиями стали два судебных процесса.
Суд на экс-мэром Трехгорного Николаем Лубенцом, которого обвинили в предоставлении необоснованных налоговых льгот дочерним фирмам ЮКОСа, проходил почти буднично. Особого ажиотажа со стороны СМИ замечено не было, и маленький зал городского суда в Миассе легко вместил всех желающих.

- Как вы думаете, оправдают? - спросил кто-то из пишущей братии перед началом заседания?

- По такому делу точно не оправдают! - уверенно ответил ему коллега. - По ЮКОСу сейчас всех закатают. Мэра Лесного на пять лет на нары отправили, а у него была точно такая же ситуация, как у Лубенца, льготы "дочкам" Ходорковского предоставлял.

- Мэру Лесного условный срок дали...

- Это сначала условный, а потом генпрокуратура добилась пересмотра приговора.

Приговор читали два с половиной часа. Повезло тем, кто встал у окна - можно было прислониться к подоконнику, да и свежим ветром обдувало. В оправдательный приговор никто не верил, похоже, что и сам Николай Лубенец не рассчитывал на полную реабилитацию. Самый худший возможный финал - "взят под стражу в зале суда". Но в зале не были замечены люди в погонах, кроме двух дам - сотрудницы суда и гособвинители. Лицо Николая Лубенца было напряжено, чтобы выдержать долгое стояние на ногах, он слегка покачивался - с пяток на носки. Судья сыпал терминами: "нарушал налоговое законодательство", "в обход существующих правил". По-настоящему Лубенцу и адвокатам стало не по себе, когда судья объявил очередной перерыв. Оставалось дочитать только один лист. Адвокаты нервно курили на улице. "Неужели за стражей пошел?" - тихо спросил один у другого. В этот момент к ним подошла супруга Лубенца и оба замолчали. А десять минут спустя, уже в зале, и у Лубенца, и у его адвокатов вырвался вздох облегчения. Жена экс-мэра приникла к его спине. Пусть и условная, но все же свобода. Минутой позже на улице Лубенец нервно мял в руках сигарету. Волнение еще не отпускало экс-мэра.

- Что думаете делать дальше? - спросили у него.

- Надо подумать, - он, наконец, улыбнулся.

Закурить сигарету ему еще долго не давали дотошные журналисты. Спрашивали о справедливости приговора. В ответ Лубенец говорил о своей невиновности. Адвокаты еще не знали, будут ли они подавать кассацию. Гособвинитель быстрым шагом проследовала мимо прессы - так быстро, что пишущая братия даже ее не заметила. Похоже на то, что для экс-мэра ЗАТО, предоставившего налоговые льготы дочерним фирмам ЮКОСа, все закончилось относительно благополучно. Если, конечно, гособвинение не попытается опротестовать условный приговор. Справедливо ли наказание? В тех условиях, что оно выносилось, вполне! Не наказать Лубенца суд не мог. Я набрала в поисковике слова "ЮКОС" и "оправдательный приговор" - мне были выданы ссылки на один единственный случай в Ханты-Мансийске, где признали невиновным директора нефтяной компании, некогда входившей в состав ЮКОСа. Все остальные дела для участников процессов заканчивались тюремным сроком - очень редко условным, как руководителям Лесного и Трехгорного. Но мэра Лесного все же посадили. Может быть, для Лубенца все закончится чуть лучше? На мой взгляд, отправлять его за решетку не совсем честно - в ЗАТО очень много регистрируется фирм. Поди угадай, что эта фирма окажется неугодной власти!

В тот момент, когда в Миассе Николай Лубенец выкуривал свою первую, после вынесения приговора, сигарету, в Челябинске бывший первый (долго еще нам пользоваться этим сочетанием!) вице-губернатор Виктор Тимашов тоже курил и заметно нервничал. Ему наступившая неделя ничего хорошего не сулила. Час назад судья Сергей Горбулин начал зачитывать приговор - всем, и в первую очередь самому Тимашову, стало ясно, оправдания не будет.

Вообще,  Сергеем Горбулиным можно смело пугать нечестных чиновников. И не только их. Горбулин на долгие годы отправил за решетку всю банду Александра Морозова, сурово покарал за взятки главу Миасса Владимира Григориади и вице-мэра Магнитогорска Александра Никитина. И если Никитин воспринял суд покорно, свою вину не отрицал, то получил за это 3, 5 года. Сел в 2003 году, а вышел в 2005 - досрочно, за примерное поведение. Григориади и Морозов своей вины не признавали и получили на всю катушку. То же самое случилось и с Тимашовым. Еще несколько месяцев назад он спокойно говорил журналистам, что дело разваливается. Доказательная база, возможно, и вправду слабовата. Один из самых лучших судей области, суперпрофессионал Сергей Горбулин не дал делу развалиться окончательно. Сказывается его работа в прокуратуре. Горбулин назвал жуткие для Виктора Анатольевича цифры - десять лет строгого режима. У бывшего вице-губернатора (а теперь он действительно бывший, суд лишил его статуса) дрогнули губы.

Судья ли так решил или кто-то иной, но момента, когда на Тимашова надели наручники, теле- и фотокамеры снять не смогли. Прессу выставили из зала и позорных, для осужденного, кадров нет. В плотном кольце судебных приставов Виктор Тимашов прошагал по коридору, по которому час назад он еще шел свободным, но с сумкой в руках – понимал, что приговор будет плохим. Понимал, но не ожидал такого большого срока. В этот день почти во всех редакциях, во всех коридорах власти обсуждали приговор Тимашову и многие искренне ужасались строгости наказания.

Соизмерима ли вина Тимашова с приговором? В том, что он жил не на официальную зарплату, никто не сомневается - Горбулин скрупулезно зачитал суммы официальных доходов Тимашова и сопоставил со счетами в банках. Действительно, не сходится. И разница не в пользу вице-губернаторской зарплаты. Да и факт взятки неоспорим.

На улице давился слезами Эдуард Вагин – бывший подчиненный бывшего первого вице-губернатора Виктора Тимашова. Его роль «в деле о геологоразведке» была незначительной – Вагин выполнял указания начальника. Маловлиятельного чиновника, за которым нет больших денег и влиятельных персон, освободили от судебной ответственности – этот факт все же наводит на мысль о справедливости приговора.

На фоне судебных процессов совещание по строительству метрополитена кажется событием блеклым. Однако и там кипели страсти. То, о чем давно твердили руководители Челябинска, стало очевидным - генподрядчик работает вяло, областной Минстрой ситуацию не контролирует. Губернатор Петр Сумин публично "порол" и метростроевцев, и министра Шопова. В итоге решено создать рабочую группу, куда включили главу города Михаила Юревича, вице-мэра Владимира Алейникова, метростроевца Константина Абрамчука и Валерия Шопова. Причем, если к первым двум губернатор обращался благожелательно, то про Абрамчука и Шопова говорил сквозь зубы, заодно пообещав министра уволить, если тот не исправится.

И еще одна новость. Соревнований между городами области на предмет благоустройства больше не будет. Не будет в том виде, в котором оно существует сейчас.

- Надоело, - разозлился вчера первый вице-губернатор Владимир Дятлов. - Награждаем тех, у кого навоза на улицах меньше или крыши покрашены. То есть, выбираем лучших из худших. Хватит! Теперь будем отмечать только три города, действительно достойных.